Авиалинии «холодной войны»: как советские самолеты летали за границу

Терки между двумя ядерными сверхдержавами часто вносили сумятицу в работу наших и заокеанских авиакомпаний. Чаще всего политические кризисы заканчивалось испорченными отношениями и прерванными полетами, хотя в этой истории есть и забавные курьезы.
Авиалинии «холодной войны»: как советские самолеты летали за границу
Aviation Photography of Miami

В конце 1950-х у Советского Союза появился свой дальнемагистральный авиалайнер, роскошный турбовинтовой Ту-114.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В частности, создать такой самолет было нужно, чтобы выполнить обязательства нашей страны перед Кубой – правительство обещало наладить прямое авиасообщение между Москвой и Гаваной.

Куба в центре противоречий

Первый рейс состоялся в 1962 году. Советский самолет взлетал в Москве, делал посадку на дозаправку в африканской Гвинее – кстати, аэропорт Конакри строили советские специалисты – и по кратчайшему пути пересекал Атлантику до Кубы.

Однако уже после четырех рейсов полеты пришлось прекратить. США, недовольные тем, что Советский Союз поддерал кубинскую революцию и продолжал питать ресурсами коммунистическое правительство, надавали на власти Гвинеи, и те отказались принимать Ту-114, под тем предлогом, что они слишком тяжелые.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Ту-114 в Шереметьево. фото
Ту-114 в Шереметьево.
В общественном достоянии

«Аэрофлот» сумел договориться с Сенегалом и наши авиалайнеры стал принимать аэропорт Дакара. Но и сенегальцы под давлением из-за океана позже отказались. Та же история приключилась с Алжиром.

Гражданские самолеты на военных авиабазах

В конце концов, был разработан маршрут через Северный Ледовитый. Ту-114 садились на дозаправку на военном аэродроме в Оленегорске, в Мурманской области, изумляя зарубежных туристов, летевших посмотреть ВДНХ и другие красоты Москвы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сложным фактором на этом маршруте были сильные встречные ветра, которые дальнемагистралы встречали на пути в Америку. Из-за них порой приходилось делать вторую посадку на дозаправку... на авиабазе США на Багамских островах. Этому американцы, как ни странно, не препятствовали. На этот случай экипажи Ту снабжали наличными долларами и талонами Shell, дававшими скидку 10%.

Визит Хрущева в США на борту Ту-114. фото
Визит Хрущева в США на борту Ту-114.
Life
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Самолеты-шпионы

В этой истории нет однозначно правых и однозначно неправых – обе страны совершали опрометчивые поступки или намеренные провокации, вносившие сбои в работе авиакомпаний. Начались они еще в 1947 году после вторжения американского самолета-разведчика RB-29 в воздушную зону СССР.

Самолет-разведчик RB-29 image
Самолет-разведчик RB-29
USGOV-PD
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Еще сильнее отношения испортились в 1960-м после появления шпионского самолета U-2 в небе над СССР.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Авиалайнеры и ракетоносцы

Советский Союз отвечал «взаимностью». Тут уместно вспомнить, что пассажирский Ту-114 – это продукт глубокой модернизации знаменитого ядерного ракетоносца Ту-95. Два самолета были настолько похожи с точки зрения управления, что зачастую к экипажу 114-го, выполнявшего международный рейс, подсаживали военного штурмана в тренировочных целях. Это давало им возможность освоиться в небе над Атлантикой и другими частями света.

Зачастую к экипажу 114-го, выполнявшего международный рейс, подсаживали военного штурмана.

Более того, настоящие Ту-95 сопровождали пассажирские машины до середины маршрута, а потом разворачивались и летели назад. Надо думать, на радарах системы ПВО стран НАТО два самолета выглядели почти неотличимо.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Ту-95 фото
Ту-95
Amarhgil, Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Пражская весна

Потом был еще Кубинский кризис, который снова внес сумятицу. В следующие шесть лет сторонники примирения стремились наладить отношения между сторонами – в том числе, наладить и авиаперевозки.

Наконец, 15 июля 1968 года рейс 44 авиакомпании Pan Am вылетел в Москву. В тот же день самолет «Аэрофлота» приземлился в Нью-Йорке и был встречен толпой из 2000 человек. «Туристический самолет и бомбардировщик годами гонялись друг с другом», – сказал по этому поводу тогдашний руководитель Pan Am Хуан Триппе, один из самых горячих энтузиастов восстановления гражданских полетов. В тон ему посол США в СССР Чарльз Болен сказал, что новый маршрут «будет способствовать миру и стабильности во всем мире».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Однако месяц спустя советские войска вошли в Чехословакию, чтобы остановить Пражскую весну. Американские власти отреагировали на это тем, что стали затягивать выдачу виз советским пилотам, и «Аэрофлот» пригрозил, что вновь прекратит полеты в США.

В общественном достоянии

Афганистан

Отношения вновь удалось наладить более чем на десять лет. По-видимому, даже Вьетнам не смог прервать полностью работу авиалиний. Но все американо-советские полеты были приостановлены в 1981 году, после начала военных действий в Афганистане. Прямое сообщение возобновилось лишь в 1986 году после переговоров между президентами СССР и США.