Статью можно прослушать

Гаишники без погон: как при социализме водителям разрешали штрафовать друг друга

Помните, как в советские годы наши папы и мамы, бабушки и дедушки надевали на рукава красные повязки с надписью ДНД и ходили по улицам, контролируя общественный порядок? В дружественной СССР Болгарии подобная система работала среди водителей: вот как она работала.
Рома Назаров
Рома Назаров
Гаишники без погон: как при социализме водителям разрешали штрафовать друг друга
Правда.ру
Послушать текст
Листая январский номер журнала «За рулем» 1975 года – полувековой давности – я наткнулся на любопытную новость из Болгарии.

Болгария в те годы входила в соцлагерь, окружавший Советский Союз. А автором самой заметки, названной «Добровольные стражи порядка», был указан начальник ГАИ Болгарии, некто Бойчев.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Годом ранее власти этой страны приняли закон, учредивший добровольные отряды трудящихся, контролирующие движение – как их называли в СССР, дружинников.

улица в Софии, Болгария, 1970-е
Улица в Софии, 1970-е гг.
UrbanHell - Reddit

Палочка, книжка штрафных квитанций и открытка

Брали в их ряды лишь самых дисциплинированных и ответственных водителей. Чтобы попасть в отряд, нужно было предоставить письменную рекомендацию с места работы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Далее дружинник был «обязан воздействовать на нарушителей прежде всего методом убеждения», но он мог и оштрафовать водителя на сумму до 5 левов (по официальному курсу, лев в те годы был примерно равен американскому доллару). При серьезных нарушениях он составлял акт и отсылал его в МВД. Для этого была разработана особая почтовая открытка: власти были обязаны рассматривать такие заявления в течение 10 дней.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
старый полицейский автомобиль лада в болгарии
Pudpuduk - Flickr
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Дружинники получали настоящий полосатый жезл и красный фонарь и имели право останавливать любой автомобиль или мотоцикл. Они могли проверить документы водителя, а если обнаруживали, что тот пьян или что его автомобиль неисправен, то и задержать бумаги у себя и запретить дальнейшее движение.

Я не нашел сведений о том, насколько эта система была полезна и почему позже ее отменили. Можно предположить, что в дружинники водители шли не очень-то охотно: никакой награды, кроме ощущения власти и сознания, что ты приносишь пользу, эта должность не давала. Зато риск столкнуться с агрессивным водителем был реален.

А может быть, кто-то пользовался этой властью не вполне чистоплотно, задерживая водителей без причины, чтобы вытянуть из них небольшую взятку за то, чтобы их отпустили.

Впрочем, рациональное зерно в этой системе имелось. Во многих странах добровольные помощники полиции существуют, в том числе и в России. Только права самостоятельно наказывать водителей у них нет: они занимаются только фиксацией нарушений закона на дорогах.

Как вы считаете, это правильно?