Не отрицаю, мореплавание прошлых веков было великой профессией. Оно подарило миру Ушакова, Колумба и Кука. Однако факт еще и в том, что 200-300 лет назад в матросы шли не от романтических побуждений, а от невозможности обрести нормальную профессию на суше. От отчаяния. Уйти в плавание значило месяцами работать без нормы, обрести вшей, питаться солониной и запивать протухшей водой, заработать диарею, цингу и малярию. Не заработать за жизнь ничего, кроме сундука с вещами... и цирроза печени.
«Йо-хо-хо, и бутылка рома!» Кто и для чего придумал коктейли

При такой жизни неудивительно, что в середине прошлого тысячелетия средний британский моряк потреблял в сутки галлон пива (почти 5 литров). Алкоголь решал как минимум часть проблем (сквернословие решало остальные). Благодаря спирту, кислотам и хмелю пиво и вино хранились в плавании гораздо лучше, чем пресная вода. Они же держали микробов на почтительном расстоянии и от разящего спиртом тела морского волка. Спирт содержит в два раза больше калорий, чем белок, давая энергию для тяжелой работы.
Офицеры также заметили, что ежедневная чарка является мощным способом поддержания дисциплины на борту: в награду за старание порцию увеличивали, а за провинности – лишали.

Появление рома
С тех пор, как Колумб привез на остров Испаньолу (ныне Гаити и Доминиканская республика) сахарный тростник с Канарских островов, в Новом свете началось широкое производство сахара. Вскоре догадались, что тростниковый жмых можно сбраживать и перегонять в крепкий алкоголь – так родился пресловутый ром.

Ром и родственный ему бренди довольно быстро вытеснили вино и пиво из трюмов. Во-первых, за счет крепости они занимали меньше места и хранились лучше. А во-вторых, не портили порох, если жидкость подтекала и попадала в пороховой погреб. На флоте даже существовал тест: небольшое количество свежезакупленного партии рома выливали на кучку пороха и поджигали. Если вспыхивал, крепость напитка была выше 57 градусов – эта цифра стала стандартом «морского», правильного рома.
Чем недоволен Старый Грог
Так мореплавание неразрывно связалось в культуре с мертвецким пьянством. Причем чем дальше, тем крепче была эта связь, что неудивительно, ведь алкоголь вызывает зависимость.
В конце концов, самих адмиралов – тех, кто когда-то распахнул для рома трюмы и получал неплохие проценты с прибылей винных торговцев – это обеспокоило. Потому что дисциплина, вместо того, чтобы повышаться, стала падать. На кораблях регулярно происходили пьяные стычки. Из-за подспудного действия спирта психика матросов теряла уравновешенность.

В 1740 году адмирал Эдвард Вернон по прозвищу Старый Грог – он постоянно носил непромокаемое пальто цвета этого напитка – настоял, чтобы в британском флоте ром разбавляли водой. Матросам это не понравилось, ведь корабельная вода имела затхлый противный вкус. Чтобы замаскировать его, кое-кто начал променивать часть своего провианта на лайм и сахар и добавлять к напитку. Так родился первый коктейль.
Проблема, решенная невзначай
Любопытно, что коктейли дали флоту двойную пользу. Пьяных драк стало меньше, а заодно пошла на убыль цинга – регулярное бедствие на кораблях того времени.
Дело в лайме. В 1747 году шотландский врач Джеймс Линд во время плавания на корабле «Солсбери» провел ставший легендарным эксперимент, открывший средство против цинги. Всех больных матросов разделили на группы и каждой дали одно средство: уксус, морскую воду, специи, сидр или цитрусовые. Те больные, которым давали апельсины и лимоны, быстро выздоровели, а остальным лучше не стало.

День черного тота
К 18 веку развитие медицины вскрыло, что от алкоголя на флоте больше вреда, чем пользы. Во-первых, оказалось, что при плаваниях в тропики ром не только не утоляет жажду, но, напротив, усиливает обезвоживание. Цирроз печени стал обычным явлением, из-за которого еще не старых матросов приходилось списывать на берег.
Его дозу стали уменьшать. Последний удар по культуре питья нанес технический прогресс: стало возможным сохранять свежесть продуктов и воды в дальних плаваниях, а сами плавания стали менее долгими. Военные флоты разных стран, один за другим, ввели жесткий сухой закон.

Любопытно, что англичане, первыми начавшие ограничивать потребление рома на кораблях, полностью отказались от него одними из последних. Случилось это 31 июля 1970 года, и этот день на британском флоте до сих пор отмечают как «день черного тота» (тотом на флоте называли процедуру выдачи дневной чарки). Многие моряки в тот день надели на рукава черные повязки.
По материалам Shipyard Blog.