Есть важная причина, почему судовладельцам было удобно начинать внедрение паровых машин именно с буксиров. Речной флот в те годы состоял из тысяч несамоходных барж. Чтобы возить товары против течения, приходилось использовать силу людей или животных – помните знаменитую картину Репина «Бурлаки на Волге»?
Как работали русские буксиры-рекордсмены – и почему они исчезли


Чем строить большое количество грузовых пароходов и списывать старые баржи, куда дешевле было построить меньшее количество буксиров.
Буксиры стали незаменимы и в портах – они помогали разворачивать и причаливать большие суда, особенно те, что не были оборудованы паровыми машинами.
Золотой век
19 век стал для буксиров «золотым». Сначала паровые, а потом дизельные буксиры-тягачи стали одними из самых распространенных кораблей на реках почти всего мира.
Получили они применение и в России, хотя полностью заменили бурлаков лишь в последней четверти 19 века.
Более того, на Волге и Каме ходили одни из самых мощных судов этого класса. Караваны из барж, которые они тащили, в длину могли превышать километр.

Поначалу эти суда заказывали за границей, а в России лишь собирали. Затем их производство освоили на Сормовском и других судостроительных заводах.
Окупались они в мгновение ока. Например, буксир «Волга», построенный в 1846 году в Нидерландах и собранный в Твери, всего за три первых рейса с зерном принес 13 тысяч тогдашних рублей чистой прибыли – по современным меркам несколько миллионов.
Год спустя построили «Геркулес» – судно-долгожитель, работавшее вплоть до советской эпохи. В 1924 году его в очередной раз отремонтировали и отправили плавать дальше, хотя уже тогда ему было почти 80 лет, и он стал старейшим рабочим кораблем на Волге.

Рекордсменом дореволюционного времени стал «Редедя князь Косожский», позже «Степан Разин», построенный в 1889 году. Его двигатель выдавал 2000 лошадиных сил – ⅙ от мощности машин огромного крейсера «Аврора».
Буксиры и ледоколы
Любопытно, что и знаменитые русские ледоколы – в своем роде потомки буксиров. В 1864 году русский судовладелец Михаил Бритнев приспособил нос своего буксира «Пайлот» для ломки льда, и тот стал прообразом для конструкции таких ледоколов, как «Ермак».
На реках стали редкостью
Эти суда используются и в 21 веке. Их конструкция отличается большим разнообразием: есть небольшие портовые, есть морские гиганты. В 2012 году пять российских морских буксиров перетащили российскую нефтяную платформу «Беркут» весом в 160 000 т к месту установки в Тихий океан, поставив очередной мировой рекорд.

Однако на реках вы их вряд ли встретите, да и в море они больше не используются для транспортировки грузов. Их вытеснили самоходные грузовые корабли – и толкачи.
Толкать или тянуть
Уже в середине 19 века речники в Штатах обнаружили, что куда выгоднее прицепить буксир не спереди, а сзади от баржи.
Толкач тратит меньше энергии: поток воды от винта не бьет в корпус баржи. К тому же, это позволяет обойтись без отдельного экипажа на барже: два плавсредства сцепляет специальный автоматический сцеп, и дальше они движутся как одно целое, что гораздо удобнее для управления.

В 1931-1936 годах СССР провел собственные исследования и установил неоспоримое преимущество толкание перед буксировкой. Внедрение новшеств было отсрочено войной, но уже с 1950-х началось активной строительство толкачей и специальных барж для работы с ними, заменивших речные тягачи.
Сегодня по рекам и морям плавают только толкачи, перевозя баржи, а прежние буксиры используются для передвижения более необычных грузов, у которых нет сцепа, и других кораблей.