Неудивительно, что к 1940-м годам мороженое превратилось во флоте почти в культ. Доходило до курьезов: пилоты бомбардировщиков брали с собой в полет контейнеры с молоком и какао: вибрация и низкие температуры на большой высоте превращали смесь в шоколадный пломбир не хуже морозильной установки. В отчетах подобные вылеты фигурировали, например, как «тест кислородной системы» или «испытание нагнетателя».
Сладкое психотропное оружие: как пломбир выиграл Вторую мировую в Тихом океане

Все началось с сухого закона. В 19 веке и начале 20 века моряки были известны любовью к алкоголю, что не всегда способствовало дисциплине. В 1914 году военное ведомство запретило спиртные напитки на кораблях ВМФ США, а вскоре «сухой закон» распространился и на всю страну. Нужна была замена, которая бы не хуже бренди скрашивала трудную морскую службу, и офицеры стали поощрять сладости. Мороженое оказалось идеальным кандидатом – оно одновременно спасало от жары, давало энергию и служило символом домашнего уюта.
Сладкий зуб морских волков

Последней каплей стал инцидент, случившийся в 1942 при гибели авианосца Lexington. Вместо того, чтобы немедленно эвакуироваться, часть моряков направились в морозильные камеры. Свидетели вспоминали, что те набивали свои шлемы мороженым и ели его буквально за минуты до того, как прыгнуть в океан. Этот эпизод прочно закрепил за лакомством статус символа стойкости и утешения. Но он же сподвиг адмиралтейство на важное решение.

Плавучие фабрики против подводных лодок и авианосцев
Учитывая общий энтузиазм, в 1943 году флот принял решение построить специальные плавучие морозильные базы. Каждая стоила около миллиона долларов – сумма в те годы немалая даже для военного бюджета.
Эти суда официально назывались BRL (Barge, Refrigerated, Large) и выглядели как обычные плавучие холодильники. На деле же это были настоящие фабрики. Баржи не только хранили стратегический запас продуктов – 1500 тонн мяса, 500 тонн овощей, яиц и молочных изделий при температуре −9°C, – но и производили мороженое в промышленных масштабах.

Производительность впечатляла: 38 литров каждые семь минут. За день баржа выпускала до пяти тонн десерта и могла хранить еще около четырех.

У этих судов не было собственных двигателей, и их приходилось буксировать через Тихий океан к месту боевых действий, а потом организовать снабжение продуктами и топливом за тысячи километров, под постоянной угрозой японских торпедных атак и авианалетов.
Мотиватор для своих, демотиватор для противника
Однако все затраты окупались за счет психологического эффекта. На пломбире и эскимо держался моральный дух собственных солдат – а стойкость противника, наоборот, зашаталась. Япония в конце войны испытывала острую нехватку продовольствия и топлива, тогда как США могли позволить себе выделять целые суда под сладости – представьте себе, как это отражалось на стойкости японских солдат.

Без войны они стали не нужны
После капитуляции Японии плавучие фабрики еще некоторое время использовались для снабжения флота, но острой нужды в поддержании их работы не было: в мирное время корабли снабжались напрямую с береговых фабрик. Так закончилась их курьезная история.