Маленькие гиганты большого порта: 3 удивительных факта о буксирах

Признайтесь, вы никогда не считали буксиры интересным типом кораблей. Однако у них есть чем удивить: достаточно задать себе вопрос, каким образом эти небольшие посудины двигают корабли, в сотни раз превосходящие их по весу. Может ли буксир оказаться раздавленным, если его зажмет между крупным судном и причалом? Зачем его капитану панорамная крыша, как в вашем кроссовере?
Рома Назаров
Рома Назаров
Маленькие гиганты большого порта: 3 удивительных факта о буксирах
Pixnio
Содержание

Буксиры всего мира выглядят похоже: короткий курносый корпус, высокий форштевень и низкая корма с полосатыми защитными дугами, высокая рубка.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мало кто задумывается, но эти маленькие корабли – настоящие экстремалы, снующие в порту между гигантами весом сотни тысяч тонн. Ни дать ни взять смотрители зоопарка в стаде слонов.

Небольшой буксир тянет корабль
Буксиры способны тянуть корабли, значительно превосходящие их по размеру
PxHere

Как устроен обычный буксир

Чтобы выживать меж их бортов, силовому набору корпуса придают запас прочности. По всему периметру проходит толстый привальный брус, принимающий на себя нагрузку при контакте с бортами других кораблей. Высоким носом удобно упереться в борт супертанкера или круизного лайнера, чтобы развернуть его – для этого форштевень часто украшают толстой полосой резины.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Вспомогательный Флот, буксир-спасатель, Евгений Чуров
Морские спасательные операции — одна из сфер, в которых применяются буксиры
GoodFon, Vasya21
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Низкий центр тяжести и массивный киль делают его очень остойчивым, чтобы рывок троса не опрокинул буксир. Низкая корма тоже помогает: трос крепится максимально близко к центру тяжести. Еще одна мера защиты – автоматический сброс троса, при критическом крене размыкающий соединение.

Высота борта буксира в разы меньше, чем у судов, с которыми он работает. Однако его рулевому важно иметь приличный обзор, чтобы видеть не только буксируемый корабль, но и причалы и другие суда вокруг. Рубки оборудуют панорамным остеклением и порой делают подъемно-опускными: рулевой может поднять ее повыше, как кошка тянет шею, когда заметит что-то интересное. А для прохода под низкими мостами – опустить.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Красивое фото буксира
Рубкам буксиров придают хороший обзор с помощью больших панорамных окон
GoodFon, Vasya21

150 лет назад они были королями рек и морей

Мало кто помнит, но в 19 веке, когда пароходы только начали появляться на реках и морях, буксиры были одним из самых массовых типов судов. Возможно, самым массовым – специально не проверял, но такое впечатление складывается, когда читаешь историю судоходства. Это позволяло быстро внедрять дорогие паровые машины: один буксир мог обслуживать несколько парусников или несамоходных барж.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Потом специализированные моторные суда заменили их во многих задачах. Но и сейчас буксиры в водном транспорте играют почти такую же важную роль, как локомотивы на железной дороге.

Изображение старого буксира
Когда пароходы только начали появляться на реках и морях, буксиры были одним из самых массовых типов судов
PICRYL
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кто мощнее – супертанкер или буксир

Если в абсолютных цифрах мощности, то, конечно, супертанкер. Но честнее будет сравнить энерговооруженность – соотношение мощности двигателя к массе судна. Тогда-то и узнаешь поразительный факт: буксиры – одни из самых мощных судов в мире. Для сравнения: у супертанкеров показатель колеблется в пределах 0,1-0,3 л. с./т, у ледоколов – 1-3 л. с./т. А у портовых буксиров достигает 30 л. с. на тонну.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как и у локомотива, двигатель занимает значительную часть объема его корпуса. Винты у него тоже особенные: глубоко погруженные, с малым шагом и большим радиусом, дающие мягкую высокую тягу.

Фотий Крылов — фото
Фотий Крылов
Johnny Shaw, Flickr

Самый мощный буксир в мире – российский

Сегодня таким является российский океанский спасательный буксир «Фотий Крылов». Его водоизмещение составляет 5250 тонн, а мощность двигателей достигает 24 480 л. с. Судно входит в состав Тихоокеанского флота России и участвует в спасательных операциях. Оно способно тащить корабли весом до 250 000 тонн даже на восьмибалльной волне.