Бетонные бутлегеры: странная история кораблей из цемента, рожденных Первой мировой

Бетонный корабль звучит как оксюморон. Ну никак мозг не увязывает камнеподобный материал с плаванием! Но против физики не попрешь: любое полое тело, которое вытесняет больше воды, чем весит само, может держаться на поверхности.
Рома Назаров
Рома Назаров
Бетонные бутлегеры: странная история кораблей из цемента, рожденных Первой мировой
Flickr
Бетон примерно втрое легче стали и устойчив к коррозии в морской воде.

В 19 веке эти свойства впервые привлекли к нему внимание инженеров-кораблестроителей. Француз Жозеф-Луи Ламбо одним из первых проверил гипотезу о том, что бетонный корабль как минимум возможен: в 1855 году он показал на Всемирной выставке в Париже небольшой прототип такого судна. Сам он вскоре оставил эксперименты, но запустил тренд: в Европе начали появляться баржи и катера из цемента, а в Норвегии даже построили пароход.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Первая мировая война придала таким проектам новый импульс. Немецкие подлодки топили суда Антанты, и чтобы быстро компенсировать потери, американский флот решил создать целую серию кораблей из ферроцемента. Пока их строили, война закончилась, и «бетонный флот» оказался невостребованным. Но для самих судов все самое захватывающее было только впереди: их судьба совершила курьезный поворот.

«Монте-Карло»

Название первого судна в этой серии оказалось пророческим. Будучи исходно танкером, пароход «Монте-Карло» встал на якорь у берегов Калифорнии — аккурат за пределами трехмильной зоны, охраняемой береговой гвардией. Его превратили в плавучее казино и бар, работавший в обход сухого закона. Корабль вне территориальных вод – запрет не действует!

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
The SS Monte Carlo
«Монте-Карло»
The Coronado Times
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Недосягаемое для полиции судно покарал шторм: его сорвало с якоря и выбросило на пляж Коронадо, где оно остается по сей день, удивляя серферов и рыбаков.

«Сапона»

Второй корабль был посажен на мель и стал складом спиртного контрабандистов, действовавшим на аналогичных условиях. В 1926 году ураган повредил его корпус, из-за чего даже сорвиголовы из мафии стали бояться посещать судно. Теперь его остов у побережья Майами популярен среди дайверов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Остатки от SS Sapona
Остатки корабля «Сапона»
Compsciscubadive | Wiki Commons

«Сан Паскуаль»

Последнее из трех судов осталось на службе и страже закона. Сначала его использовали как склад сахара, посадив на мель у Кубы, затем – как военную базу. Во Вторую мировую американские военные водрузили на корпус зенитную артиллерию, превратив руины в прибрежную цитадель.

The SS San Pasqual
«Сан Паскуаль»
The Crete Fleet

А теперь и оно стало приманкой для рисковых туристов.