С венетами – коренными жителями нынешней Бретани — полководец столкнулся в 50-х годах до н. э. во время похода в Северную Галлию. Его «Записки о Галльской войне» отражают смесь противоречивых чувств восхищения и разочарования.
Юлий Цезарь провел «тест-драйв» кораблей галлов: вот что его восхитило

Флот Цезаря в битвах с северянами часто оказывался в невыгодном положении. Легкие триремы, быстрые и маневренные, идеально подходившие для тихого Средиземного моря, в суровых водах Атлантики опрокидывались большими волнами. Особенно туго приходилось римлянам во время сильных ветров, обрывавших канаты и рвавших паруса.

Венеты же строили свои суда из крепкого дуба, с высоким носом и кормой, уверенно преодолевая волнение. Пожертвовав скоростью, они выбрали устойчивость, делая корпуса шире и массивнее. Крепкие паруса и канаты делались из кожи, а роль самого нагруженного такелажа играли цепи. Несмотря на больший вес, суда венетов имели осадку меньшую, чем триремы, и спокойно уходили в реки, в которых воины Цезаря не могли их преследовать из риска сесть на мель.
Римляне меняют тактику
Цезарь не был бы Цезарем, если не нашел, как извернуться. Прежние тактики тарана и абордажа, излюбленные Римом, тут не работали – вражеские корабли были крепче. Бойцам выдали длинные шесты с крюками на концах, чтобы срывать вражеские паруса в тесной схватке. Лишившись подвижности, венеты вынуждены были принимать рукопашный бой, а в нем брала верх римская дисциплина.

Цезарь в конечном счете победил, но корабли противника вызвали у полководца невольное уважение. В своих записях он признал, что в определенных условиях северные суда превосходили римские.
Любопытно, что викинги, вышедшие на морскую арену несколько веков позже, позаимствовали многие принципы кораблестроения у галлов.