JAC начал выпускать автомобили на батарейках из морской соли

Для российских водителей появление натрий-ионных аккумуляторов особенно хорошая новость — почему именно, сейчас узнаете.
JAC начал выпускать автомобили на батарейках из морской соли
(c) Electrive
27 декабря с конвейера китайского автоконцерна JAC сошел первый серийный автомобиль с натрий-ионной батареей.

Для тех, кто далек от темы электромобилей, поясним, что практически все поголовье современных электромобилей оснащаются литиевыми аккумуляторами.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Начиная примерно с 2020 года, в технологических медиа рос поток новостей о близящейся все революции в области автомобильных аккумуляторов, основанных на другом щелочном металле – натрие. Наконец, это свершилось: технология достигла стадии серийного производства.

Первыми аккумулятор нового типа получили компактные электромобили Yiwei 3 молодого суббренда, принадлежащего JAC на паях с Volkswagen. Под полом электромобиля находится относительно небольшая батарея емкостью 25 кВТ часов и весом 210 кг, производимый местным стартапом HiNa, обеспечивающий запас хода около 250 км.

Yiwei 3 — Sehol E10X
Yiwei 3 был представлен в феврале 2023 года под наименованием Sehol E10X. Тогда модель все еще оснащалась литийжелезофосфатным аккумулятором.
(c) JAC
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Натрий vs литий

С одной стороны, натрий-ионные аккумуляторы несколько уступают литий-ионным по плотности запасенной энергии. Однако это компенсируется целым рядом важных преимуществ.

Для начала, они дешевле в производстве – значит, и цена электромобиля в целом снизится. В частности, Yiwei 3 поступит в продажу в январе в Китае по цене $12-17000.

Им также менее страшна деградация и они выдерживают большие зарядные токи, необходимые для быстрой зарядки.

Добыча лития наносит большой экологический ущерб, а натрий получить легко – достаточно вспомнить, что он входит в состав морской соли.

Наконец, натрий-ионные батареи более устойчивы к морозам – это к вопросу о русской зиме. Даже при -30°C они развивают почти полную мощность.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Натриевые аккумуляторы для JAC производит пекинский стартап HiNa фото
Натриевые аккумуляторы для JAC производит пекинский стартап HiNa.
(c) CnEVPost

По этому случаю российские эксперты из «Автостат» вспомнили, что отечественные электромобили «Москвич» – это, по сути, перелицованные модели JAC. Будем надеяться, эта технология в обозримом будущем доберется и до нас.