Бородавки и лопасти вовнутрь: французские инженеры заново изобрели корабельный винт
![Бородавки и лопасти вовнутрь: французские инженеры заново изобрели корабельный винт Бородавки и лопасти вовнутрь: французские инженеры заново изобрели корабельный винт](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/865/86516aab9f1377573fe0ad240c76079f_ce_911x607x85x0_cropped_510x340.webp)
Дизайнеры BlueSpin усомнились в верности этой парадигмы, когда изучали обтекание плавников китов и дельфинов. Взгляните на плавник синего кита: он покрыт бугорками на кромках, называемыми туберкулами. Каждый создает микрозавихрение и, как выяснилось, это приводит к увеличению подъемной силы и уменьшению сопротивления.
![blue whale jump blue whale jump](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/a71/a71cdbb9ae2564a5c81639acb42da16b_cropped_510x284.webp)
Это уже не первый раз, когда разработчики французской компании отринули каноны гидродинамики. Компания возникла в 2020 году с идеей производить гибридную электрическую систему для конвертации бензиновых и дизельных яхт катеров в бензо-электрические. У ее системы BlueSpin самой интересной фишкой был необычный винт без ступицы: он представлял собой кольцо с лопастями на внутренней стороне.
Определенный смысл в таком дизайне есть, потому что именно на ближе к внешнему радиусу лопасти работают более эффективно, а около самой ступицы подъемная сила невелика.
Теперь лопасти этого необычного винта дополнительно украсятся бугорками в подражание морским млекопитающим — еще один интересный пример применения биомимикрии в технике.
![BlueSpin prop with blades inside BlueSpin prop with blades inside](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/de8/de8b41d6d011b5b654d7934b75480d6a_cropped_510x180.webp)
Французы не первые, кто натолкнулся на эту идею
Лопасти ветряков и промышленных вентиляторов начали покрывать бугорками (или в другом варианте канавками) начиная примерно с 2018 года. Такой дизайн позволил прибавить к мощности ветрогенераторов до 20%, а производительность заводских компрессоров увеличить на четверть. Игроки в гольф тоже отлично знают, что шарик, покрытый ямками, летит лучше, чем гладкий.
Теперь мы узнаем, как тот же принцип будет работать в воде – правда, результаты сможем оценить лишь через несколько месяцев, когда начнется производство модернизированных пропеллеров BlueSpin в версии Whale Design («китовый дизайн» – англ.).