Исследование, опубликованное 24 апреля в журнале Nature Medicine, основано на концепции, известной как «общий фактор психопатологии», или Р-фактор, который, как предполагают исследования, представляет собой последовательный набор психиатрических характеристик, наблюдаемых у пациентов с множественными психическими расстройствами.
В мозге нашли необычный сигнал, который говорит о психических расстройствах

Проблема тут в том, что Р-фактор не объясняет, имеют ли эти поведенческие паттерны неврологическую основу, то есть они могут быть связаны со структурными или функциональными особенностями мозга.
В новом исследовании ученые создали нейробиологический аналог Р-фактора, который они называют нейропсихопатологическим (NP) фактором. Используя данные большой группы подростков, за которыми наблюдали в молодом возрасте, исследователи выявили специфические паттерны мозговых связей, которые можно связать с симптомами психических расстройств.
Сигналы мозга
Четыре из расстройств были «экстернализирующими», или расстройствами, при которых патологическое поведение, как правило, связано с взаимодействием с другими людьми или окружающей средой. Среди них расстройство аутистического спектра, синдром дефицита внимания / гиперактивности (СДВГ), расстройство поведения и вызывающее оппозиционное расстройство.
Остальные четыре были интернализирующими расстройствами, последствия которых, как правило, направлены внутрь, на самого себя. К ним относятся генерализованное тревожное расстройство, депрессия, расстройства пищевого поведения и специфические фобии.
Чтобы рассчитать коэффициент NP, исследователи использовали компьютерную модель, которая показала, какие паттерны функциональной связности (показатель прочности связей между различными областями мозга) связаны с «как экстернализирующим, так и интернализующим рискованным поведением». Другими словами, наличие этой соединительной «мозговой сигнатуры» может быть использовано для прогнозирования того, подвержен ли человек высокому риску обоих типов поведения.
Ученые смогли определить фактор NP для возраста 14 лет, а затем подтвердили свою работу, проверив, можно ли использовать этот паттерн для прогнозирования поведения участников в возрасте 19 лет.
По сравнению с участниками с низким или средним коэффициентом NP, участники с высоким коэффициентом NP продемонстрировали повышенную связность в нескольких областях префронтальной коры — области в передней части мозга, участвующей в планировании, принятии решений и рабочей памяти.
Исследователи также обнаружили, что высокий NP-фактора был связан с переносом варианта гена, связанного как с СДВГ, так и с серьезным депрессивным расстройством. Исследователи считают, что эта мутация может создавать синапсы, образуя прочные, но негибкие связи.