Таинственные сверхнизкочастотные шумы обнаружены в атмосфере Земли — ученые не могут их объяснить

Воздушные шары, работающие на солнечных батареях, обнаружили странный гул на высоте 21 км над поверхностью Земли. Ученые не могут объяснить причины его возникновения.
Пока природа этих звуков не ясна, но ученые полны решимости выяснитить причины таинственных сигналов.

Шумы, обнаруживаемые специализированными приборами на высоте 21,3 км над поверхностью Земли, известны как инфразвук, потому что они настолько низкие, что не слышны человеческому уху. Выделенные из множества скрытых низкочастотных звуков, включая гром, океанические волны, запуски ракет, звуки городов, ветряных турбин и даже самолетов, поездов и автомобилей, эти новые сигналы до сих пор не удалось объяснить.

Странный шум в атмосфере

Начинаясь примерно в 14,5 км над поверхностью Земли и простираясь вверх на высоту примерно 50 км расположена стратосфера. Она наполнена озоном, блокирующим ультрафиолет и является спокойным местом с небольшой турбулентностью. Большинство звуков на этой высоте — это отражения сверхнизкочастотных шумов поверхности Земли.

Ученые и исследователи-любители запускают воздушные шары в стратосферу с 1890-х годов. Один из первых экспериментов с микрофонными баллонами — сверхсекретный военный эксперимент Project Mogul, предназначенный для обнаружения звуков при испытаниях советской атомной бомбы в конце 1940—х годов, — совершил аварийную посадку в Розуэлле, штат Нью-Мексико, в 1947 году, что привело к сокрытию информации, которая по сей день вдохновляет теории заговора об НЛО.

Чтобы получить представление о звуковом ландшафте стратосферы, Боумен и его коллеги соорудили серию пластиковых шаров диаметром 7 метров, закрепив на них инфразвуковые датчики, называемы микробарометрами, и добавив порошок древесного угля. Это позволяет солнечному свету нагревать воздух внутри воздушного шара.

Начиная с первого запуска воздушного шара в 2016 году, исследователи отправили в небо 50 воздушных шаров, чтобы оценить низкочастотные колебания стратосферы. Первоначально исследователи приступили к записи звуков от извержений вулканов, но изучали и другие звуки, которые они улавливали, отслеживая траектории полета своих воздушных шаров на сотни километров с помощью GPS.

Именно во время этих полетов исследователи уловили звуки — низкие, повторяющиеся раскаты, которые раньше невозможно было отследить. У ученых есть несколько идей относительно того, чем могут быть эти таинственные шумы, и они варьируются от ранее необнаруженной формы атмосферной турбулентности до эхо-сигналов снизу, которые стали искаженными до неузнаваемости.

Исследователи говорят, что продолжат исследовать звуки в стратосфере, отслеживая больше звуков до их исходных точек и изучая их изменчивость в зависимости от времени года и различных регионов мира.