Школьники в Индии не будут изучать эволюцию и периодическую таблицу. Верное решение?

Теперь в индийской учебной программе для школьников не будет несколько, казалось бы, привычных тем. Между тем власти не консультировались с родителями, учителями и исследователями по поводу внесенных изменений.
Школьники в Индии не будут изучать эволюцию и периодическую таблицу. Верное решение?
Unsplash

«Развить научный характер, гуманизм и дух исследования и реформ», — это предложение внесли в 1976 году в поправку к конституции Индии. Тогда авторы справедливо считали стремление к доказательствам, рассуждениям и человечности обязанностью каждого гражданина: тогда Индия вышла из, как отмечалось, самого бурного периода в своей истории с момента обретения независимости от Великобритании. Но в XXI веке, похоже, ценности меняются, по крайней мере, у тех, кто участвует в формировании образовательной политики страны. Ряд изменений в школьном преподавании естественных наук привел к удалению периодической таблицы, информации об эволюции, электромагнетизме и, кстати, дискуссий об устойчивом использовании природных ресурсов из учебников для детей 14–16 лет.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Abbie Trayler-Smith/Panos Pictures

Образование в Индии

Так, множество привычных тем было исключено из учебной программы еще в 2022 году, «чтобы облегчить учебную нагрузку учащихся во время пандемии COVID-19». Но теперь темы вовсе убрали из учебников. Национальный совет по исследованиям и обучению в области образования (NCERT), финансируемый государством, не обсуждал с кем-либо изменения, которые коснутся более 38 миллионов детей. Специалисты по образованию и педагоги сообщили журналистам, что они сбиты с толку.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

К еще большему шоку экспертов, в документах о Национальной политике Индии в области образования за 2020 год указывалось: «Учащиеся должны научиться решать проблемы и критически мыслить, и поэтому [политика предлагает] меньшее запоминание содержания и более активное обучение».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • NCERT хочет «укоренения гордости за Индию, ее богатую, разнообразную, древнюю и современную культуру, системы и традиции знаний». Некоторые представители власти, вероятно, интерпретируют это как побуждение убрать таких ученых, как Чарльз Дарвин и Майкл Фарадей, и вместо этого использовать время, чтобы узнать больше о доколониальной истории науки Индии.
  • Индия — не единственная постколониальная страна, пытающаяся решить вопрос о том, как уважать и признавать старые или коренные формы знаний в своих школьных программах. Новая Зеландия тестирует преподавание «способов познания» маори — mātauranga Māori — в ряде школ по всей стране. Но это не удаление важного научного контента для размещения нового материала, и на то есть веские причины.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Unsplash

Обучение и будущее школьников

Процесс эволюции путем естественного отбора и принципы, лежащие в основе периодической таблицы, являются фундаментальными концепциями, которые объясняют и побуждают студентов интересоваться миром в целом, — отмечают эксперты.

Существует огромное количество литературы и практик преподавания, в которых описывается, как можно преподносить научные понятия с помощью визуальных методов, таких как видео и анимация, вместо заучивания информации наизусть. Альтернативой является внедрение концепций с помощью научно-популярного повествования. В случае с периодической таблицей это включало бы в себя подробное описание того, как отдельные элементы заняли свое место в таблице.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Изучение основных научных концепций, практика решения проблем и углубление в историю науки — как местной, так и глобальной — не обязательно должны проводиться изолированно. Развитие научного темперамента и гордости за наследие может идти рука об руку», — объясняют исследователи, несогласные с решением индийских властей.