XB-1 доказал, что звуковой барьер можно проходить без грохота. Способ изящный, но есть нюанс

Звуковой удар, производимый сверхзвуковыми самолетами, стал одной из главных причин краха авиалайнеров «Конкорд». Недавние испытания доказали, что проблема может быть решена, и то вселяет надежду на возрождение сверхзвуковой пассажирской авиации.
XB-1 доказал, что звуковой барьер можно проходить без грохота. Способ изящный, но есть нюанс
Boom Supersonic
Полеты на сверхзвуковой скорости запрещены над территорией многих стран.

Причина в сильном шуме, который производит самолет в таком режиме. За самолетом тянется звуковой фронт в форме конуса: когда этот фронт достигает земли, наблюдатели слышат сильный хлопок или гром.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Поэтому авиалайнеры «Конкорд» летали только на маршрутах над океаном.

Concorde авиалайнер
Авиалайнеры «Конкорд» летали только на маршрутах над океаном.
CNN

Эксперимент: тихий сверхзвуковой полет

Стартап Boom Supersonic надеется когда-нибудь вернуть пассажирскую сверхзвуковую авиацию. Сейчас инженеры отрабатывают концепцию авиалайнеров будущего на уменьшенном прототипе XB-1.

28 января 2025 г. он впервые преодолел звуковой барьер. Датчики на земле под районом полета не зафиксировали никаких громких звуков.

Интересно, что звуковой фронт XB-1 все же создает – это показывает снимок испытаний, сделанный шлирен-методом.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
снимок шлирен-методом xb-1 самолет
Boom Supersonic

Помогла отсечка Маха

Проблему шума создатели самолета решили с помощью «отсечки Маха» – суть этого физического явления в том, что звук движется с разной скоростью в холодном и теплом воздухе. На большой высоте холоднее и звуковые волны медленнее, а в теплом воздухе у земли – быстрее.

Этот эффект превращает воздух в подобие линзы, преломляющей звуковую волну. Не достигая поверхности земли, звук снова уходит вверх.

отсечка маха схема
Отсечка Маха
College of Wooster

Есть нюанс. Условия, при которых явление «отсечки Маха» работает, сильно зависят от погоды. При разных условиях он проявляется на разной высоте, так что сверхзвуковым авиалайнерам будущего потребуется высокоточный прогноз погоды.