Ученые из Университета Эмори провели эксперимент с пятилетними детьми, который опроверг представления ученых о развитии навигационных навыков в 12 лет. Исследование было опубликовано в Proceedings of the National Academy of Sciences.
Ученые выяснили, как пятилетние дети создают карты в своей голове

Как проходил эксперимент «Крошечный город»
Ученые создали виртуальный город, специально адаптировав его для детей. Весь ландшафт состоял из простых форм — треугольников с тремя зонами: горной местностью, лесным уголком и озером. Кроме того, в городке было шесть запоминающихся детям зданий: два ларька с мороженым, две игровые площадки и две пожарные станции.

Затем ученые стали водить детей по городу на компьютере. А после просили их самостоятельно найти дорогу к нужным местам. Они проверяли, запомнил ли ребенок, где и что находится: «Этот магазин мороженого у горы или у озера?»
Что показали результаты
Результаты показали, что большинство пятилетних детей прекрасно ориентировались в пространстве. Они не просто запоминали отдельные здания, а строили в голове карту всего городка.
Затем ученые поместили детей в фМРТ-сканер, чтобы понаблюдать за тем, какие зоны включаются при навигации. Оказалось, что у пятилеток работает та жа система, что и у взрослых: ретросплениальная кора (RSC), рисующая мысленные карты и помогающая планировать маршруты.

Интересно, что простые навыки, такие как способность обходить препятствия, формируются только к восьми годам, а сложные — картографические — гораздо раньше. Ученые связывают это с тем, что малышей носят на руках и возят в колясках. Таким образом, они способны считывать пространство только пассивно, как пассажиры в машине.
Как ученые заинтересовывали маленьких детей в экспериментах
Ученые отметили, что им было важно, чтобы детям во время эксперимента было интересно и весело, чтобы «они ушли с хорошим впечатлением о науке». Поэтому исследователи придумали несколько игр, чтобы заинтересовать пятилеток.
- Они играли в игру «Замри!» Нейробиологи добавили, что дети обожали замораживать взрослых.
- При помещении ребенка в фМРТ-сканер исследователи говорили, что он сейчас будет смотреть фильм в своем домике.
- Все дети получили маленькие подарки за участие.
Следующий шаг ученых — изучить еще более младших детей. Однако исследователи отмечают, что сделать это будет гораздо сложнее, — придется использовать мультики для мотивации.