Эксперт сравнивал цену на среднестатистический автомобиль в разные годы со средней зарплатой по РФ. «Если считать соотношение количества средних зарплат к средней цене автомобиля, то лучшим годом был 2013-й», – заключил он. Он не уточнил, начиная с какого года брал данные.
Счастливый 13-й: аналитик рассказал, когда автомобили в России были дешевле всего

Лучший год: 30 зарплат
В том году средняя зарплата была фактически в 3 раза ниже, чем сейчас – всего 29,8 тысяч рублей «на нос». Но и средневзвешенная цена на новую машину была (не смейтесь) 907 тысяч рублей. То есть, на машину надо было собрать 30 среднестатистических зарплат.

«В это даже сложно сейчас поверить, – пишет Целиков. – Но самое интересное – какие автомобили мы тогда могли себе позволить!»
82% из проданных в 2013-м новых авто были иномарки «известных брендов», и средняя стоимость на них чуть превышала 1 миллион – 34 зарплаты.
2024 год: 44 зарплаты
Уже в 2014 году автомобили стали дороже: теперь на среднюю иномарку нужно было 35 месячных доходов. Несмотря на это, россияне стали покупать даже больше иномарок!
А потом была свистопляска с курсом валют в 2015-м, и иномарки сильно подорожали – показатель цена/зарплата преодолел отметку в 40 единиц.
Дальше было чем дальше, тем грустнее, и в в прошлом 2024 году на новую иномарку (теперь в основном китайских брендов) в среднем нужно было 44 зарплаты: «То есть, почти в полтора раза больше, чем в 2013 году». Несмотря на то, что средняя зарплата выросла в прошлом году аж до 87952 рублей, согласно данным «Росстат».

АвтоВАЗ наш кумир
На этом фоне парни из Тольятти выглядят настоящими супергероями, непримиримыми борцами с высокими ценами. В 2013 году на автомобиль Lada требовалось всего 13 средних месячных зарплат, а в прошлом году – 16. То есть, и они подросли, но не в полтора раза, а меньше чем на четверть. Неудивительно, что 11 лет назад машины из Тольятти составляли 15% продаж, а в прошлом году уже 30%, замечает аналитик.