Лазеры решат проблему ядовитой пыли от автомобильных тормозов

Пыль, образующаяся при стирании тормозных колодок, не только пачкает диски, но и по токсичности превосходит выхлоп дизельных двигателей. Итальянский производитель тормозов Brembo с помощью лазерного напыления сократил ее количество в 5 раз.
Рома Назаров
Рома Назаров
Лазеры решат проблему ядовитой пыли от автомобильных тормозов
PxHere

Со следующего года фирма начнет производить тормозные диски с лазерным напылением металла. Оно образует на поверхности диска тонкое и прочное зеркальное покрытие. По ее заявлению, тормоза с новым покрытием образуют на 80% меньше пыли, а их вредное влияние на экологию уменьшится на 85%. Компания не уточняет, как она измеряет второй показатель, но уверяет, что это данные независимой экспертизы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Что не так с пылью

В последние годы проблема тормозной пыли привлекает к себе все больше внимания. В состав фрикционного материала, из которого делаются колодки тормозов, входят токсичные вещества, поэтому к их составу предъявляются все более жесткие требования. Сначала в развитых странах под запрет попали канцерогенные материалы, содержащие асбест. Затем в прошлом десятилетии стало известно, что медь также представляет проблему, накапливаясь в водоемах, и ее количество тоже стали ограничивать.

грязное колесо тормозная пыль
Car Wash King
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Несмотря на все улучшения, свежее исследование университета Саутгемптона показало, что тормозная пыль по-прежнему токсична, и даже в большей степени, чем выхлопы дизельных двигателей. Извергают ее даже электромобили.

По эконормам «Евро-7», количество пыли от тормозов не должно превышать 7 мг на километр пути.

Теперь Евросоюз намерен ограничить не только состав тормозных колодок, но и количество пыли. С 2026 года начнут действовать эконормы «Евро-7», требующие, чтобы ее количество не превышало 7 мг на километр пути.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Решение Brembo

В 2021 году итальянская фирма, самый известный в мире производитель тормозов, представила технологию Greentell (от слов green и intelligence – «зеленый» и «интеллектуальный»), снижавшую пылеобразование на 30%. Изящный метод называется высокоскоростная газопламенная технология нанесения (HVOF): смесь топлива и кислорода наносят на диски на скорости свыше 5 скоростей звука. Эта технология осталась ноу-хау Brembo: подробностей она до сих пор не раскрыла.

brembo greentell brake pads
Технология Greentell осталась ноу-хау Brembo: подробностей она до сих пор не раскрыла.
Brembo
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Лазерный метод Greentell, представленный на днях, должен быть еще эффективнее. Применять его можно к чугунным, биметаллическим, легкосплавным и любым другим типам дисков.

Правда, компания не уточняет детали технологии и не раскрывает, насколько обработка удорожает тормозные диски и как влияет на их ресурс. Понятно, что когда покрытие сотрется, их нужно будет заменять, но неясно, когда это случится. Возможно, что эта технология идентична лазерному напылению, которое в наши дни наносят на стенки цилиндров двигателей внутреннего сгорания.

лазерное напыление тормозной диск
Ноу-хау Brembo напоминает технологию института Фраунхофера по нанесению на диски металлического напыления лазером.
Fraunhofer ILT
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

С пылью можно бороться по-разному

Недавно мы писали об инновации Mercedes, заметно более сложной. Немцы предложили размещать тормоза не в колесах, а в едином корпусе с тяговым электромотором. Конструктивно она похожа на узел сцепления современных бензиновых автомобилей. Такие тормоза получат водяное охлаждение и контейнер для сбора пыли. У такой технологии есть свои преимущества: снижается неподрессоренная масса, пыли нет совсем, а служить они будут практически вечно. Однако внедрить столь радикальную технологию к 2026 году явно не получится.

тормоза mercedes для электромобилей
Mercedes-Benz предложил размещать тормоза не в колесах, а в едином корпусе с тяговым электромотором.
Mercedes
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как насчет керамических тормозов

Тормоза из керамики на рынке существуют давно и, действительно, они образуют меньше пыли, потому что стираются медленнее.

керамические тормоза спорткар
Fast Car

Однако эту технологию так и не удалось сделать по-настоящему массовой из-за высокой цены. А кроме того, вышеназванное исследование показало, что пыль от керамических тормозов даже более токсична, чем пыль от металлсодержащих колодок.