Двигатели мотоциклов сильно изменятся, но электричество и водород ни при чем

Новые патенты Yamaha, Honda и Suzuki наводят на мысль, что двигатели мотоциклов в конце концов получат турбонаддув. Не пугайтесь: они хорошо подумали и нашли способ не утяжелить и не переусложнить моторы байков.
Рома Назаров
Рома Назаров
Двигатели мотоциклов сильно изменятся, но электричество и водород ни при чем
Motorcycle News
Содержание

Yamaha уже несколько лет исследует возможности турбонаддува для мотоциклов, стремясь улучшить экономичность и сократить выбросы. В 2020 году компания представила прототип мотоцикла с 3-цилиндровым двигателем объемом 847 куб. см с турбонаддувом, показавший впечатляющие параметры: 180 лошадиных сил и при этом снижение выбросов углекислого газа на 30%.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но тот прототип так и остался прототипом. Турбонаддувные двигатели уже давненько применяются на автомобилях и становятся все популярнее, а вот байки до сих пор почти поголовно оснащаются атмосферными двигателями. Конструкторы так и не нашли способ сделать достаточно простой и легкий турбированный движок.

Турбонаддувные двигатели так и не стали популярными в мотоциклетной индустрии.

Невесомый турбокомпрессор

Теперь японцы наконец, взялись за эту проблему серьезно, в корне изменив конструкцию самого компрессора. В патентованной системе Yamaha турбина работает не от энергии выхлопных газов, а от электромотора. А тот, в свою очередь, подключен не к тяжелому аккумулятору, как в автомобилях, а к генератору, приводимому коленчатым валом. Вместо батареи же авторы патента хотят использовать суперконденсаторы. Получается легкая, компактная и простая конструкция.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
патент ямаха мотоциклетный двигатель с турбонаддувом
Yamaha
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Особое внимание уделяется тому, чтобы сократить до минимума количество необходимых проводов. Причем система должна работать на электросети повышенного напряжения — возможно, 48 В вместо традиционной 12-вольтовой сети, предположило издание Cycle World.

патент ямаха мотоциклетный двигатель с турбонаддувом
Особое внимание уделяется тому, чтобы сократить до минимума количество необходимых проводов.
Yamaha
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Турбонаддув в автомобилях стал стандартом, а в мотоциклах остался редкостью

Моторный отсек мотоцикла очень мал. В нем только-только есть место для самого двигателя: впихнуть же дополнительно турбокомпрессор со всеми прилагающимися к нему трубками и проводами чертовски сложно.

супербайки и суперкары
Daily Driven Exotics - Youtube

Другая серьезная проблема, почему наддувные двигатели так и не нашли применение на мотоциклах – это турболаг, или турбояма. Суть в том, что на малых оборотах турбокомпрессор двигателю почти не помогает. В автомобилях это не так заметно, а вот на мотоциклах, более легких и чутко реагирующих на движения ручки газа, турбояма делает езду крайне некомфортной.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Конструкторы мотоциклов много раз атаковали эту проблему, но каждый раз терпели фиаско. Kawasaki в наши дни остается единственным производителем, выпускающим байки с турбодвигателем – линейку моделей H2.

kawasaki ninja h2
Kawasaki Ninja H2 остается единственным серийным байком с турбодвигателем
Rikita - Wikipedia

Электрический турбонаддув решит проблему...

Сейчас появились шансы, что проблему удастся решить с помощью электрических турбонаддувов (E-turbo). Электронагнетатели работают от электромотора, что позволяет избежать турбоямы и задержки при наборе мощности, а также упростить всю систему.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 2015 году Suzuki впервые занялась этим направлением и показала соответствующий концепт-байк. Однако до серийных моделей разработка компании не дошла – видимо, не все пошло гладко.

...если его довести до ума

Возможно, Honda удастся то, чего не смогла Suzuki. Компания готовит к запуску проект V3R с электрическим турбокомпрессором, который многие считают революционным – первым электротурбированным байком в мире.

Honda V3R
Будущие мотоциклы Honda V3R многие уже считают революционными – они станут первыми электротурбированными байками в мире.
Honda
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Судя по свежим патентам, и Yamaha тоже верит в потенциал E-Turbo для мотоциклов и активно работает над решением технических проблем. Возможно, мы на пороге серьезных перемен в мотоциклетной индустрии.