«Да ладно!» Водитель сфотографировал кроссовер Volvo на смартфон, а тот сжег его камеру лазером

Лидары – важная часть систем автономного вождения – все чаще входят в оснащение автомобилей. Для глаз этот прибор безвреден, а для телеобъективов фотокамер очень опасен, в чем на собственном опыте убедился этот американец.
Рома Назаров
Рома Назаров
«Да ладно!» Водитель сфотографировал кроссовер Volvo на смартфон, а тот сжег его камеру лазером
Apple/Volvo — Car and Driver
Блогер Jeguetelli, участник соцсети Reddit, испортил камеру своего iPhone 16 Pro Max всего за несколько секунд.

В вирусном видеоролике он нацелился на работающий лидар внедорожника Volvo EX90, прибавил увеличение, и на матрице образовалось «созвездие» выгоревших пикселей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Jeguetelli — Reddit Лазеры лидаров Volvo EX90, Geely Galaxy и Changan Nevo уничтожают матрицу фотоаппаратов
Jeguetelli - Reddit

Что произошло с камерой

Лидар – это одна из систем машинного зрения. Он постоянно «ощупывает» пространство вокруг себя очень короткими, но мощными пучками света, создаваемыми лазером. В беспилотном вождении этот датчик играет важную роль, выявляя препятствия и предметы вокруг автомобиля и точно определяя расстояние до них.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
The lidar module on top of the 2025 Volvo EX90.
Volvo

Мощность лазера в современных беспилотниках достаточно мала, чтобы он не повредил глаза, если один из импульсов попадет в зрачок.

Другое дело камеры: их фоточувствительные матрицы более чувствительны. Прежде всего страдает телеобъектив, потому что он оснащен увеличивающей линзой. Вспомните, что происходит, если с помощью собирающей линзы в солнечный день собрать пучок света и направить на деревяшку – она загорится. Точно так же лазер выжигает пиксели на матрице телеобъектива.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Опаснее всего снимать автомобиль в яркий солнечный день, потому что в это время лидар посылает более мощные импульсы.

Да-да, и китайские автомобили тоже

Лазерные датчики все чаще становятся частью оснащения автомобилей, прежде всего топовых комплектаций с системами автономного вождения 3 уровня. Кроме «истребителя смартфонов» Volvo EX90, героя этого ролика, они точно есть в Volkswagen ID.Buzz и Toyota bZ3X, ряде моделей Mercedes-Benz и Volkswagen.

В китайских машинах они тоже есть – например, ими оснащаются Geely Galaxy E8, Changan Nevo 07 и GAC Aion. Так что аккуратнее с фотками.