За его полетом в реальном времени следили 16 тысяч человек, посетителей сайта FlightRadar24 – журналисты, эксперты от авиации, простые энтузиасты.
Горячее небо: летают ли авиалайнеры над зонами военных конфликтов

Борт BRU718, принадлежащий авиакомпании Belavia, следовал из Дубая в Минск. Для экипажа и пассажиров все закончилось благополучно, а совсем недавно Росавиация среагировала, введя ограничения для полетов над этой зоной.

Теперь у думающих читателей наверняка возник вопрос: а в целом, меняют ли авиакомпании свои маршруты, если на привычном пути следования разгорается военный конфликт?
За последние 5 лет летать стало опаснее. С 2021 года общая площадь горячих зон увеличилась на величину, равную половине площади Индии, пишет Guardian. Кроме Украины, горячие точки есть на Ближнем Востоке, в Мьянме и Центральной Африке.
Что полеты над такими территориями действительно чреваты, показывают истории Boeing 777 Malaysia Airlines, сбитого над Донбассом 17 июля 2014 года, и регионального авиалайнера Azerbaijan Airlines, потерпевшего крушение в 2024-м.
Новые опасности
Помимо очевидной опасности быть сбитым системами ПВО по ошибке, в 21 веке самолетам грозит GPS-спуфинг, или создание ложного сигнала для бортовых систем спутниковой навигации.
Один британский пилот, прошедший через такую атаку над Израилем в 2024 году, рассказал о своем опыте. Приборы неожиданно показали, что самолет снизился до опасно малой высоты, порядка 500 м, и есть риск столкнуться с холмами – хотя он должен был лететь в 13 километрах над землей. Пилот принял нелегкое решение не доверять цифровым приборам и не реагировать. Если бы он начал набирать высоту, самолет, скорее всего, оказался бы в слишком разреженных слоях атмосферы и свалился в штопор.

Маршруты меняются
Пилотам большинства западных авиакомпаний сейчас запрещено летать над Россией. Необходимость летать в обход увеличила время перелетов, и в прошлом году операторы British Airways и Virgin Atlantic вовсе отменили прямые рейсы из Лондона в Пекин.

Реагировать приходится на лету
Штабы авиакомпаний теперь следят не только за погодой, но и за сводками новостей – а кто-то даже получает предупреждения напрямую от воюющих сторон. Когда в прошлый понедельник Иран произвел массовый запуск ракет в сторону военной базы США в Катаре, маршруты пары десятков рейсов между Дубаем и Дохой были оперативно перестроены. Два самолета авиакомпании Qantas уже находились в полете, когда им пришло указание повернуть. Air India вовсе отменила рейсы в Европу и на западное побережье США – безопасный воздушный коридор оказался слишком узким.
Трудно поверить, но проблему испытывают даже в Австралии и Новой Зеландии, когда в феврале флот КНР проводил военные учения со стрельбами в Тасманском море. Китайские власти не предупредили об их начале: новость принес один из пилотов Virgin, сфотографировавший эскадру на маневрах.

Плохо для путешественников и для экологии
Некоторые маршруты стали существенно дольше. Например, перелет из Хельсинки в Токио удлинился на 3,5 часа.
Как результат, самолеты тратят больше топлива и производят больше выхлопных газов: по оценке университета Дублина, выбросы на евроазиатских авиалиниях стали больше на 18-40%.

Гражданская оборона в небе
Майк Троуэр, отставной пилот и ныне представитель профсоюза летчиков, рассказал Guardian, что эта ситуация не новая – всю его долгую службу в мире существовали горячие точки. Поэтому авиакомпании давно выработали подходы, чтобы справляться с этими рисками.
Тактику приходится обновлять, учитывая новые методы ведения войн и диверсий, в том числе появление большого количества военных БПЛА и GPS-спуфинг.
Как ни странно, в цифровую эпоху многие решения приходится делать на основе старой доброй интуиции. Чему довериться – приборам или здравому смыслу и органам чувств? Конкретная территория уже или еще нет? Пример белорусских пилотов показывает, что выбор неочевиден: кто-то бережет нервы, а кто-то – время и топливо.