Известно, что для отдыха и сна многие кошки предпочитают возвышенности или очень укромные места, чтобы быть вне досягаемости наземных хищников и очень любвеобильных хозяев. По предположениям ученых, предпочтение сна на одном боку также может иметь аналогичное объяснение — изучением именно этого вопроса и занялись специалисты из Рурского университета в Германии в своем новом исследовании.
Оказалось, что большинство кошек предпочитают засыпать на левом боку — и ученые узнали, почему

Кошачий эксперименты
В рамках работы ученые просмотрели 408 тщательно отобранных видеороликов с YouTube, в которых авторы снимали спящих кошек. Поиск материалов велся по ключевым словам: «sleeping cat» («спящий кот»), «cat nap» («кошачий сон») и «napping cat» («дремлющий кот»).
В результате оказалось, что больше половины (266) животных предпочитали спать на левом боку, в том время как на правом спали 142 кошки.

Ученые считают, что это связано с межполушарной асимметрией мозга — особенностью строения и работы головного мозга, при которой левое и правое полушария выполняют разные функции. Она есть и у позвоночных, и у беспозвоночных животных: так, кошки тоже могут быть правшами или левшами (предпочтение одной лапы может быть заметным, например, во время еды или игры с дразнилкой). Этот «перекос» необходим для повышения эффективности обработки информации и адаптации организма к условиям среды обитания. Асимметрия мозга позволяет животным быстро реагировать на различные стимулы, будь то опасность, поиск пищи или взаимодействие с представителями своего вида.
Правое полушарие, как правило, связано с левым зрительным полем, и именно оно отвечает за пространственное восприятие, распознавание угрозы и быструю реакцию. Выбирая левый бок для сна, коты таким образом не перекрывают видимость левого глаза своим телом, и в случае внезапного обнаружения опасности они могут сразу на нее отреагировать.


Безусловно, исключать другие причины такого поведения нельзя — например, на выбор бока может влиять и преобладающая лапа, и банальная привычка. Но это открытие в любом случае позволяет глубже погрузиться в изучение сложных биологических особенностей, которые, вполне вероятно, когда-то помогали диким предкам наших питомцев выжить.