Что будет, если с МКС запустить в сторону Земли бумажный самолет

Два специалиста по аэродинамике из Токийского университета посвятили этому вопросу целую статью и даже устроили проверку в гиперзвуковой аэродинамической трубе. Подождите смеяться – на самом деле, вопрос имеет очень практический характер.
Рома Назаров
Рома Назаров
Что будет, если с МКС запустить в сторону Земли бумажный самолет
PickPik
Содержание

Официально темой исследования Максимильена Берте и Кодзиро Судзуки стала «динамика ракетоплана из оригами во время входа в атмосферу Земли». Говоря проще, что будет, если сложить из бумаги самолетик и пустить его с орбиты в сторону планеты. Стартовой площадкой может послужить Международная космическая станция.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

МКС вспоминается еще и потому, что ученые задали своему ракетоплану начальные параметры движения, схожие с параметрами станции: высота над Землей 400 км, скорость 7800 м/с.

Ученые задали ракетоплану начальные параметры движения, схожие с параметрами МКС: высота над Землей 400 км, скорость 7800 м/с.

Его роль исполняла классическая «галка», сделанная из листа белой бумаги формата A4, в лучших традициях оригами – искусства делать разные предметы из бумаги без клея и ножниц.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сгорит, разрушится или замедлится

Вы скажете, что не надо быть ученым по ракетам, чтобы сложить бумажный самолетик. Я с вами полностью согласен. Но надо быть ученым, чтобы разобраться в аэродинамике и оценить, что с ним случится в разных фазах полета.

Согласно статье, первые две-три сотни километров он будет лететь практически в вакууме, ведь на высотах больше 120 км атмосфера очень разреженная. Соответственно, с ним ничего не должно происходить.

Сгорит ли бумажный самолет в атмосфере если его запустить из космоса
NASA/ESA/M. Berthet & K Suzuki
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но при дальнейшем снижении атмосфера начнет уплотняться и появится воздушное сопротивление, замедляющее его движение. Любой, кто запускал бумажные самолеты, знает, что слишком высокие скорости для них противопоказаны: бумага сминается и самолет теряет форму, превращаясь, условно говоря, в бессмысленный комок.

Но может быть, разреженная атмосфера его замедлит раньше, чем он потеряет форму? А может быть, не замедлит, а спалит?

Чтобы получить ответ, исследователи построили компьютерную симуляцию, в которую ввели разные параметры самолета, вплоть до баллистического коэффициента. Этот показатель определяет, насколько быстро сопротивление воздуха замедляет летящий объект. Для бумажного аппарата он должен быть очень низким.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Художественное представление SHEFEX II во время входа в атмосферу Земли
Deutsche Zentrum für Luft- und Raumfahrt | Wikipedia

Симуляция показала, что снижение с высоты 400 км до 120 км заняло бы у самолета три дня. Затем следует его быстрое разрушение: по расчетам, его либо разорвало бы на клочки, либо смяло.

Дело труба

Быть настоящим ученым круто, потому что вы можете не останавливаться на симуляции, а провести реальные испытания. Нет, пара исследователей не летала на МКС, но получила доступ к гиперзвуковой высокоэнтальпийной аэродинамической трубе Kashiwa собственного университета. Самолет протестировали в течение 7 секунд на скорости 7 Махов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Самолет оригами
Dietmar Rabich | Wikimedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

При этом они немного слукавили, все же усилив его заднюю кромку алюминиевой фольгой. Даже семи секунд оказалось достаточно, чтобы нос самолетика загнулся, а передняя кромка крыльев обуглилась. То есть, в реальных условиях он бы сгорел в верхних слоях атмосферы, не долетев до поверхности.

Зато можно с уверенностью сказать, что это первый и пока единственный в мире бумажный самолет, испытанный на гиперзвуковых скоростях.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
бумажный самолет аэродинамическая труба исследование
Tokyo University

Зачем это нужно

В то время, как SpaceX и другие космические компании работают над созданием все более тяжелых ракет и строят планы на огромные космические станции, японская космонавтика идет в обратном направлении миниатюризации. Есть множество задач, для решения которых нужны маленькие, суперлегкие космические аппараты. Выполнив свою миссию, такой аппарат опускается в атмосферу и сгорает бесследно. Чем он меньше и легче, тем лучше.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
ISS — МКС
Roscosmos | Flickr

Так что появление в будущем бумажных спутников – не такая уж безумная идея, хотя ее практическая реализация находится где-то в очень отдаленном будущем.

А вот деревянные спутники – вещь куда более близкая

В прошлом году университет Киото совместно с NASA изготовил первый в истории экспериментальный аппарат из дерева LignoSat. Тем временем, Европейское космическое агентство с 2017 года работает над собственным проектом WoodSat. Эти аппараты лучше, чем кто-либо другой, решают проблему космического мусора, время от времени падающего нам на головы.