Его ведет сообщество Freundeskreis Do X e.V. («Друзья и сторонники Do X»). В свое время были построены три экземпляра летающего гиганта, но ни один из них не дожил до наших дней.
12 двигателей и крыло как у Ил-76: в Германии возродят 100-летний гидросамолет-гигант

Сейчас ведутся проектные работы. Их выполняют студенты Университета прикладных наук Мосбаха. На днях они официально завершили реинжиниринг конструкции крыла – важный шаг к физической реконструкции.
Группа, работавшая над CAD-моделями, чертежами и описаниями, называлась G11 и посвятила этому делу два полных семестра – 3600 человеко-часов. Теперь есть вся документация на сотни деталей: лонжероны, поперечины, элементы обшивки, элероны и мотогондолы.
Однако работа фактически еще не закончена: предстоит смоделировать конструкцию передней и задней кромок крыла, управляющих тяг. Эти задачи будет решать, опять же, студенческая группа G12 в 2026/27 учебном году. Когда начнется постройка самолета, пока неясно.

Do X стал предтечей дальнемагистральных авиалайнеров
Еще во времена, когда аэропортов было мало, немецкий авиаконструктор Клод Дорнье мечтал перевозить пассажиров через океаны. По его идее, эту задачу могли бы решить большие гидросамолеты: в век ненадежных моторов лететь на нем над океаном было безопаснее.
После поражения в Первой мировой войне Германии запретили развивать авиацию, поэтому Дорнье работал в Швейцарии, а затем создал авиазавод в Италии. Там появился его меньший по размеру гидросамолет Dornier Wal. Он стал международным успехом и дал ресурсы, чтобы работать над более крупным самолетом. Немецкое правительство и военное командование также поддерживали его работу.
Dornier Do X был построен в 1928-1931 годах в Альтенрейне, в Швейцарии, и стал чудом инженерной мысли. Размах крыльев достигал составлял 48 метров, длина корпуса – 40 метров. Двенадцать двигателе, установленных по двое, работали на шесть тянущих и шесть толкающих винтов. Летающая лодка была рассчитана на перевозку до 169 пассажиров.

Первый экземпляр совершил свой первый полет в 1929 году. Его вскоре отправили в мировой рекламный тур: Южная Америка, США и назад в Европу.
Всего было построено три летающих лодки Do X – одна для Германии и две для итальянского флота. Ни одна из них не сохранилась до наших дней: остались лишь разрозненные фрагменты, и даже оригинальные чертежи были утрачены.
У знаменитого самолета был необычный спутник
Даже из знатоков мало кто знает, что в проекте Dornier Do X был задействован корабль – буксир Altenrhein, обслуживавший самолеты на воде. Просто чудо, что он уцелел: обнаруженный в 2019 году, он затем шесть лет проходил реставрацию в музее Dornier. 1 мая 2025 года Altenrhein был вновь спущен на воду на Боденском озере и теперь будет катать туристов по историческим местам золотого века гидросамолетов.
Время летающих лодок, короткое и яркое
Период, разделяющий Первую и Вторую мировые войны, в истории авиации остался как золотой век морской авиации, оказавший заметное влияние на ее развитие. Такие традиции, как синяя форма гражданских пилотов, имеют корни в тех временах. Именно на летающих лодках выросла самая знаменитая авиакомпания мира Pan American.
Кроме Dornier, большие летающие лодки строили и другие авиастроительные фирмы.
Самым большим гидросамолетом всех времен стал H-4 Hercules по прозвищу «Еловый гусь» (Spruce Goose), созданный в 1947 году Говардом Хьюзом, с 8 моторами и почти 100-метровым размахом крыла.


Techinsider рассказывал и о примечательном самолете Mars, служившем в годы Второй мировой и Корейской войн, а затем много десятилетий работавшем пожарным самолетом.
Советские самолеты-гиганты довоенного времени ждут, пока их вспомнят
Не могу отделаться от мысли: когда мы в России дозреем до проектов возрождения исторических самолетов? Ведь как интересно было бы снова увидеть в небе, скажем, агитационный самолет-гигант АНТ-20 «Максим Горький» или огромное летающее крыло К-7.

Можно также вспомнить АНТ-25 – уникальный самолет, впервые в истории перелетевший через Северный полюс. Причем один экземпляр даже сохранился, что упрощает создание его летающей реплики.