3 сентября 2025 года на фуникулере Лиссабона произошло тяжелое происшествие.
Как работает фуникулер – и правда ли, что этот вид транспорта опасен

16 человек погибли и еще 23 получили травмы, когда один из двух вагонов сошел с рельсов, опрокинулся и врезался в дом. Большое количество пострадавших объясняется тем, что авария произошла в людном месте: вагон был полон туристов и местных жителей, на улице множество прохожих, на которых вагон упал сверху.
Сейчас в городе объявлен трехдневный траур.
Точная причина происшествия пока не названа, но считается, что ею стал обрыв троса, тянущего вагон, и неисправность его тормозов вагона.

Как работает фуникулер
Эта необычная разновидность железной дороги часто встречается в городах, расположенных на склонах гор. Два вагона движутся вверх и вниз по склону параллельно. Их соединяет трос, движущийся на шкиве в верхней точке маршрута: когда один вагон идет вниз, другой, соответственно, идет вверх. Чтобы пол в вагоне на склоне горы оставался горизонтальным, вагон ставят на основание в форме клина. Движением управляет вагоновожатый.

В движение ее чаще всего приводит электрическая тяга, хотя в истории встречались довольно необычные движители. Например, существовали фуникулеры на водяной тяге: под полом вагонов находились цистерны. В верхний вагон наливали воду, он становился тяжелее нижнего и начинал катиться вниз. Затем воду сливали, и наполняли цистерну второго вагона. Причем фуникулер Фрибурга в Швейцарии использовал для этого сточные воды.
Еще одна интересная деталь: для движения вагонам хватает одного трека или трех рельсов. В середине пути делается развязка, на которой они разъезжаются.

Ascensor do Lavra – что мы знаем о фуникулере Лиссабона
Фуникулер «Лавра» в столице Португалии работает с 1885 года – уже 140 лет. Длина пути составляет 275 метров, и у него всего две остановки в концах маршрута, проходящего через историческую часть города. Верхняя станция примыкает к железнодорожному вокзалу В 1915 году он был электрифицирован, а работающие сейчас вагоны построены в 1957-м. Каждый из них вмещает 42 человека. «Лавра» признана национальным памятником города.

Работает он как классический фуникулер: оба вагона соединяет трос, проходящий под землей и накинутый на шкив в верхней точке маршрута. Необычная деталь в том, что оба вагона имеют собственные электромоторы, работающие от воздушных проводов через пантографы, как на железной дороге.
Прошлые ЧП на той же ветке
С рельсов вагоны сходят регулярно, но до сих пор это не приводило к тяжелым происшествиям. В последний раз это случилось в 2018 году: никто при этом не пострадал.
Компания Carris, управляющая им, проводила полное техобслуживание дороги раз в два года – последний раз это делалось в 2024-м. Ежедневно ее состояние также проверяют, и сотрудники пока в растерянности и не могут объяснить, как могла случиться авария.
«Все было тщательно соблюдено», – сказал для СМИ глава компании Педро Богас, добавив, что обслуживанием фуникулеров в последние 14 лет занимался независимый подрядчик. Но и он следует строгим протоколам, и у него работают «отличные специалисты с многолетним стажем». «Мы должны докопаться до сути того, что произошло», – добавил он.

Фуникулер безопаснее автобусов, трамваев и метро
Даже с учетом аварии в Лиссабоне, фуникулер остается одним из самых безопасных видов городского транспорта. За последние 10 лет это первое происшествие, приведшее к смертям или серьезным травмам – более долгий срок мы просто не проверяли.

В интернете встречается его сравнение с другими видами транспорта по количеству ЧП в пересчете на 100 миллионов перевезенных пассажиров. Фуникулеры оказались в 11,5 раз безопаснее наземного общественного транспорта (автобусы и трамваи) и в 1,4 раза безопаснее железнодорожного (метро и пригородные поезда).