«Не дрожать, ускоряемся!» Электромобили научили брать разгон на 40% мягче

Разработчикам электромобилей приходится выбирать между эффективным расходом энергии и комфортными ощущениями при разгоне. Новая разработка индийских математиков позволит совместить оба качества.
Рома Назаров
Рома Назаров
«Не дрожать, ускоряемся!» Электромобили научили брать разгон на 40% мягче
Zima2018 | GoodFon
Расчеты показывают, что расход энергии можно сократить на 15% без снижения уровня комфорта с новым алгоритмом управления электромотором.

Большинство современных электромобилей оснащаются асинхронными (индукционными) двигателями. Во время разгона такой мотор создает вредные вибрации: они некомфортны пассажирам, увеличивают износ мотора, а на скользкой дороге еще и повышают риск срыва колес в пробуксовку.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Чтобы их уменьшить, производители исопльзуют сложные системы управления тягой двигателя, в том числе на базе искусственного интеллекта. Но у такого подхода есть недостатки: часть электроэнергии уходит на работу самих систем. Приходится жертвовать запасом хода ради комфорта.

General Motors, вид сверху
Radjah | GoodFon

Новое решение

Исследователи из технологического исследовательского университета Одиши разрешили противоречие. В статье в издании Green Energy and Intelligent Transportation они предложили метод, названный «алгоритмом командной оптимизации»: он управляет магнитными потоками внутри двигателя, оптимизируя режим работы. Результат – одновременное повышение комфорта и снижение энергопотребления.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В отличие от применяемых сейчас методов, новый алгоритм очень прост и требует лишь небольших компьютерных мощностей, при этом имеет скорость реакции на уровне миллисекунд. Потери энергии оказались на 15% ниже, чем у существующих решений, а вибрации сократились на 40%. Почти настолько же сократился износ двигателя, связанный с ними.

Эта технология может удешевить электромобили без потери их качеств.

The EV (Electric Vehicle) bubble — Cardiff Cycle City
rawpixel.com / U.S. Department of Energy
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вибрации бывают разные

На ровность разгона электромобиля влияют и другие факторы: состояние трансмиссии и подвески, наличие дисбаланса шин. В повседневной практике они вызывают куда более серьезный дискомфорт, чем дрожание, вызванное мотором — на его работу владельцы тоже порой жалуются, но реже. Выходит, что проблема не столь заметна – или же большинство автопроизводителей предпочитают жертвовать производительностью ради плавности движения.

А вы ездили на электромобилях, замечали этот феномен? Давайте проголосуем: палец вверх — не замечали, палец вниз — да, он заметен.