Почему новые автомобили все еще не на водороде: проблема не в технике, считает ученый

Водородомобили во многом лучше электромобилей. Им не требуются тяжеловесные аккумуляторы, заполненные агрессивным электролитом. Они выигрывают по ходу на одной заправке и заправляются в считанные минуты. Вопреки интуиции, они даже безопаснее с точки зрения возгорания, потому что водород при утечке рассеивается в считанные секунды. Что не так?
Рома Назаров
Рома Назаров
Почему новые автомобили все еще не на водороде: проблема не в технике, считает ученый
OneH2
Содержание

Пока электромобили захватывают мир, некоторые автопроизводители продолжают тихо и упорно работать над водородными электромобилями на топливных ячейках. И добились в этом большого прогресса, считает Алексей Маленков, доцент кафедры промышленных теплоэнергетических систем НИУ «МЭИ»: «Они считаются достаточно безопасными и обладают большим запасом хода – например, Toyota Mirai способен проехать более 500 км на одной заправке, а рекордная дальность превышает 1000 км – больше, чем у многих бензиновых автомобилей».

Несмотря на это, мировой парк водородомобилей достиг всего нескольких тысяч единиц – до смешного мало по сравнению с «классическими» электромобилями на литиевых аккумуляторах.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
водородный автомобиль bmw
Есть два способа сделать водородный автомобиль. Можно сжигать его в двигателе внутреннего сгорания вместо бензина, а можно вырабатывать из него электричество в топливной ячейке.
Tom Kirkpatrick - BMW

Проблема не в автомобиле, а в топливе

Все упирается в источник энергии – водород, точнее, в отсутствие развитой водородной инфраструктуры, объясняет ученый.

Однако это вещество считается сложным с точки зрения логистики. Его физические свойства сильно отличаются от свойств природного газа, поэтому для него нужна отдельная система транспортировки и хранения, сеть водородных заправок. Даже создание сети метановых АГНКС вызывает большие трудности – что уж говорить о водородных.

заправочный люк toyota mirai
Одна заправка Toyota Mirai в Калифорнии обойдется в $200.
Oli Tennett - Toyota UK Magazine
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Водород невозможно добыть в природе в промышленных масштабах, как, например, природный газ, – объясняет эксперт, – а можно только произвести, что требует существенных затрат энергии».

Белый водород: добывать, а не делать
widget-interest

Не исключено, что в будущем человечество научится получать водород из природы, а не производить его. Череда недавних исследований показали, что это вещество постоянно создается в естественных условиях в грунтовых водах. Вопрос в том, чтобы научиться его добывать.

Где и как делать топливо

Все специалисты в этой области разделились на два лагеря. Одни считают, что производить водород надо централизованно, на крупных заводах. Другие – что децентрализованно, на самих заправках.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«С точки зрения энергетики и экономики, централизованное производство выгоднее, – говорит Алексей Маленков, – технологические процессы в целом отработаны».

грузовик для транспортировки водорода
Energy News

Но тогда водород нужно хранить в больших объемах и развозить по заправочным станциям. Именно на этих этапах возникают технологические трудности, которые на данный момент не до конца решены.

Как производить топливо – централизованно, на крупных заводах, или на самих заправках?

«Рассмотреть вариант локального производства водорода на самой заправочной станции? Но для его реализации потребуется усложнение конструкции станции и привлечение соответствующего обслуживающего персонала». Да и эффективность малотоннажных генераторов водорода в целом ниже, чем крупных установок.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В целом можно резюмировать, что всё упирается в экономическую составляющую: использовать водород в качестве топлива дорого. Это связано как с необходимостью создания и поддержания сложной технологической инфраструктуры, так и с тем, что производство самого водорода энергозатратно.

Автомобили на топливных ячейках: чем дальше, тем доступнее
widget-interest

Долгое время проблемой водородных электромобилей была дороговизна топливных ячеек, поскольку для них требуются драгоценные металлы. Но усилия инженеров позволили снизить стоимость их производства фактически до уровня обычных электромобилей. Мы не знаем точно, сколько стоит сделать один Toyota Mirai или Hyundai Nexo на заводе, но их оценивают примерно в $60 000 – сравнимо с электромобилями того же класса.

Полный тупик или временные трудности

Водородный транспорт все еще считается перспективным, говорит эксперт. «Предполагается, что заправочная инфраструктура будет развиваться». Он упомянул также, что в концепции по развитию электрического автотранспорта в РФ ставится цель к 2030 году развернуть сеть из 1000 водородных заправочных станций.

А теперь вопрос читателям: как вы считаете, будет ли достигнута эта цель? Смайлик с изображением огня – да, плачущий смайлик – нет.