Что такое бинокулярное зрение — и можно ли водить машину, если его нет

Работая в паре, наши глаза способны создавать объемную картинку и точно оценивать расстояние до предметов. Узнайте, есть ли оно у вас, можно ли водить машину без бинокулярного зрения и как его проверяют в разных странах.
Рома Назаров
Рома Назаров
Что такое бинокулярное зрение — и можно ли водить машину, если его нет
FromTheNorth — Flickr
Содержание

Здоровый человек видит объемное изображение, которое складывается из двух «склеенных» мозгом картинок с двух глаз. Благодаря этому мы видим «глубину» пространства вокруг, можем определить расстояние и скорость движения предметов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Понять, почему это важно, можно методом от противного – рассмотреть, как видит мир человек, у которого стереозрение нарушено. Оба глаза могут быть здоровы по отдельности, но «командная» работа не функционирует, говорит Светлана Петухова, врач-офтальмолог сети салонов оптики «Счастливый взгляд». В результате человек видит мир как будто плоским.

Человек с нарушением бинокулярного зрения видит мир как будто плоским.

Проведите сами простой тест с двумя карандашами, предлагает врач. Если закрыть один глаз и попытаться кончиками карандашей коснуться друг в друга, это будет гораздо труднее, чем двумя глазами сразу.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Почему возникает нарушение

Бинокулярное зрение у человека начинает формироваться примерно к 4-6 годам, а окончательно формируется к 10, объясняет она. Если в этом возрасте у ребенка есть косоглазие или сильная разница в зрении между глазами, мозг может «выключить» один глаз из работы по формированию обширной картинки, и объемное зрение не разовьется.

мальчик в очках
PickPik
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Бинокулярное зрение для водителей

Человек, страдающий нарушением объемного восприятия, плохо оценивает расстояние до машин при обгоне, глубину ям на дороге или скорость приближения автобуса на перекрестке, объясняет Сино Гозиев, врач-офтальмолог, офтальмохирург клиники академика Ройтберга. На дороге такие ошибки особенно опасны.

Тем не менее, его отсутствие не приводит автоматически к отказу в выдаче водительских прав. «Некоторые люди годами не замечают своей особенности, так как мозг учится использовать другие подсказки», – говорит офтальмолог.

В реальных дорожных условиях этих подсказок может не хватить, особенно ночью или в плохую погоду. Поэтому для водителей по найму, работающих в пассажирских или грузовых перевозках, или операторов спецтехники наличие бинокулярного зрения обязательно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
башенный кран
Titoni Thomas - Wikipedia

Как выявляют бинокулярные нарушения

При прохождении медосмотра врач-офтальмолог проверяет у будущего водителя не только остроту зрения, но и работу обоих глаз вместе. Для этого существует несколько методик.

Тест с цветными фильтрами (тест Уорса). Через специальные очки с красным и зеленым стеклом пациент смотрит на четыре точки. При нормальном зрении видит все четыре, при нарушении – меньше.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Стереотесты. Человеку дают специальные 3D-картинки – например, изображение мухи, которая должна «выпирать» из бумаги. Если мозг не объединяет изображения, объем не появляется.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Тест «на пальцы». Врач подносит палец к носу пациента: в норме оба глаза сходятся к переносице. Если один глаз уходит в сторону, это сигнал о наличии проблемы.

тест с мухой на бинокулярное зрение
Visus Sehteste Shop
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Существуют и необычные методы диагностики. Например, в тесте Титмуса пациенту нужно «поймать» пальцами выпуклое изображение насекомого.

Другой увлекательный, почти игровой способ – с помощью автостереограмм, или «магических картинок». Надо увидеть скрытое изображение: если не появляется, это косвенный признак нарушения.

В современных клиниках начинают использовать виртуальную реальность: с помощью VR моделируют дорожные ситуации и проверяют способность оценивать глубину изображения.

«Поставить диагноз может только врач, потому что мозг умеет маскировать проблему, используя подсказки вроде теней и перспективы».
Сино Гозиев
Сино Гозиев врач-офтальмолог, офтальмохирург клиники академика Ройтберга

Как обнаружить нарушение без врача

Самостоятельно заподозрить проблему тоже можно, говорит Светлана Петухова. «Например, если вы часто спотыкаетесь о предметы, плохо определяете, насколько далеко находится ступенька или замечаете, что при закрывании одного глаза картинка почти не меняется – это повод записаться к офтальмологу».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«При бинокулярной слепоте мозг не сигнализирует, что человек видит как-то не так и мы можем в обычной жизни этого не замечать, – объясняет она. – Люди с нарушением этой функции адаптируются: начинают поворачивать голову под удобным углом, чтобы компенсировать отсутствие глубины изображения».

«Люди с нарушением этой функции адаптируются: начинают поворачивать голову под удобным углом, чтобы компенсировать отсутствие глубины изображения».
Светлана Петухова
Светлана Петухова врач-офтальмолог сети салонов оптики «Счастливый взгляд»

Водителю с таким нарушением парковаться труднее, чем всем остальным. Кроме этого, может быть дискомфорт при просмотре 3D-фильмов и ощущение, что один глаз «отключается» при усталости.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Но поставить диагноз может только врач, потому что мозг умеет маскировать проблему, используя подсказки вроде теней и перспективы», – предупреждает Сино Гозиев.

В СССР стереозрени​​​​​​​е водителей не проверяли

Советская медицинская проверка водителей была строгой, но упор делался на остроту зрения, а не на бинокулярность. Специальных тестов на стереозрение не было, а отказать в правах могли только при явном косоглазии.

Как проверяют стереозрение в других странах

К проверке зрения в разных частях света отношение заметно отличается. Например, в США при получении водительских прав главное – это острота зрения каждого глаза по отдельности, а специальные тесты на бинокулярное зрение делают не везде.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В Европе подход строже: в Германии и Франции обязательна проверка глубинного зрения у водителей автобусов и грузовиков.

Еще более требователен закон в Японии: там тесты на стереозрение обязаны проходить даже те, кто сдает на права категории В.

водитель в очках плохо видит
Legion-Media

А в Великобритании правила очень мягкие: британские водители, страдающие этим синдромом, получают права и лишь обязаны уведомить об этом дорожную службу, а также проходить регулярные осмотры.