Здоровый человек видит объемное изображение, которое складывается из двух «склеенных» мозгом картинок с двух глаз. Благодаря этому мы видим «глубину» пространства вокруг, можем определить расстояние и скорость движения предметов.
Что такое бинокулярное зрение — и можно ли водить машину, если его нет

Понять, почему это важно, можно методом от противного – рассмотреть, как видит мир человек, у которого стереозрение нарушено. Оба глаза могут быть здоровы по отдельности, но «командная» работа не функционирует, говорит Светлана Петухова, врач-офтальмолог сети салонов оптики «Счастливый взгляд». В результате человек видит мир как будто плоским.
Проведите сами простой тест с двумя карандашами, предлагает врач. Если закрыть один глаз и попытаться кончиками карандашей коснуться друг в друга, это будет гораздо труднее, чем двумя глазами сразу.
Почему возникает нарушение
Бинокулярное зрение у человека начинает формироваться примерно к 4-6 годам, а окончательно формируется к 10, объясняет она. Если в этом возрасте у ребенка есть косоглазие или сильная разница в зрении между глазами, мозг может «выключить» один глаз из работы по формированию обширной картинки, и объемное зрение не разовьется.

Бинокулярное зрение для водителей
Человек, страдающий нарушением объемного восприятия, плохо оценивает расстояние до машин при обгоне, глубину ям на дороге или скорость приближения автобуса на перекрестке, объясняет Сино Гозиев, врач-офтальмолог, офтальмохирург клиники академика Ройтберга. На дороге такие ошибки особенно опасны.
Тем не менее, его отсутствие не приводит автоматически к отказу в выдаче водительских прав. «Некоторые люди годами не замечают своей особенности, так как мозг учится использовать другие подсказки», – говорит офтальмолог.
В реальных дорожных условиях этих подсказок может не хватить, особенно ночью или в плохую погоду. Поэтому для водителей по найму, работающих в пассажирских или грузовых перевозках, или операторов спецтехники наличие бинокулярного зрения обязательно.

Как выявляют бинокулярные нарушения
При прохождении медосмотра врач-офтальмолог проверяет у будущего водителя не только остроту зрения, но и работу обоих глаз вместе. Для этого существует несколько методик.
Тест с цветными фильтрами (тест Уорса). Через специальные очки с красным и зеленым стеклом пациент смотрит на четыре точки. При нормальном зрении видит все четыре, при нарушении – меньше.
Стереотесты. Человеку дают специальные 3D-картинки – например, изображение мухи, которая должна «выпирать» из бумаги. Если мозг не объединяет изображения, объем не появляется.
Тест «на пальцы». Врач подносит палец к носу пациента: в норме оба глаза сходятся к переносице. Если один глаз уходит в сторону, это сигнал о наличии проблемы.

Существуют и необычные методы диагностики. Например, в тесте Титмуса пациенту нужно «поймать» пальцами выпуклое изображение насекомого.
Другой увлекательный, почти игровой способ – с помощью автостереограмм, или «магических картинок». Надо увидеть скрытое изображение: если не появляется, это косвенный признак нарушения.
В современных клиниках начинают использовать виртуальную реальность: с помощью VR моделируют дорожные ситуации и проверяют способность оценивать глубину изображения.
Как обнаружить нарушение без врача
Самостоятельно заподозрить проблему тоже можно, говорит Светлана Петухова. «Например, если вы часто спотыкаетесь о предметы, плохо определяете, насколько далеко находится ступенька или замечаете, что при закрывании одного глаза картинка почти не меняется – это повод записаться к офтальмологу».
«При бинокулярной слепоте мозг не сигнализирует, что человек видит как-то не так и мы можем в обычной жизни этого не замечать, – объясняет она. – Люди с нарушением этой функции адаптируются: начинают поворачивать голову под удобным углом, чтобы компенсировать отсутствие глубины изображения».
Водителю с таким нарушением парковаться труднее, чем всем остальным. Кроме этого, может быть дискомфорт при просмотре 3D-фильмов и ощущение, что один глаз «отключается» при усталости.
«Но поставить диагноз может только врач, потому что мозг умеет маскировать проблему, используя подсказки вроде теней и перспективы», – предупреждает Сино Гозиев.
Как проверяют стереозрение в других странах
К проверке зрения в разных частях света отношение заметно отличается. Например, в США при получении водительских прав главное – это острота зрения каждого глаза по отдельности, а специальные тесты на бинокулярное зрение делают не везде.
В Европе подход строже: в Германии и Франции обязательна проверка глубинного зрения у водителей автобусов и грузовиков.
Еще более требователен закон в Японии: там тесты на стереозрение обязаны проходить даже те, кто сдает на права категории В.

А в Великобритании правила очень мягкие: британские водители, страдающие этим синдромом, получают права и лишь обязаны уведомить об этом дорожную службу, а также проходить регулярные осмотры.