Среди российских ценителей премиума сейчас наблюдается разлом. С одной стороны, есть много людей, опробовавших новые китайские марки — Hongqi, Lixiang, Voyah, Tank и другие — и пришедших в восторг.
Китайский премиум настоящий или нет: 5 главных отличий от западных люкс-автомобилей

Но много и таких, кто считают, что не тянут пока китайские автопроизводители на статусное слово «премиум». В сентябре вышли результаты опроса водителей, проведенного аналитиками «Автостат». Выяснилось, что 42% считают Lixiang настоящим премиумом — это лучший результат среди «китайцев». В премиальности Zeekr уверены всего 36%, а Hongqi и вовсе 24%.

Те, кто воротят нос от этих марок, привозят машины привычных западных марок через каналы альтернативного импорта. Доходит до курьезов: в сентябре 2025 года BMW даже стал лидером по продажам премиум-автомобилей!
Что это — результат черного пиара против «китайцев»? Инерция привычек наших водителей? Или азиатские марки и вправду слабы? Редакция Techinsider.ru выбрала экспертов, способных непредвзято сравнить тех и других.
Mercedes: репутация, надежность, привычность
В Москве Mercedes S-Class занимает 48% рынка аренды люксовых седанов с водителем, отмечает Марина Паскали, генеральный директор «ТрансЛюкс». Китайские премиальные «аналоги» — Hongqi, Voyah, Li Auto — занимают менее 10%.

Уж кто-кто, а арендные операторы знают, что ценит обеспеченная аудитория. «В Санкт-Петербурге Mercedes еще популярнее, а китайские марки завоевали менее 5%», — говорит она.
Успех немецкого бренда держится на трех китах, считает эксперт:
- репутация,
- отлаженная сервисная инфраструктура,
- узнаваемый внешний стиль.
«На деловых встречах и торжественных мероприятиях Mercedes воспринимается как стандарт», — говорит она.
Китайские марки: комплектации
Но кое в чем он проигрывает китайским маркам. Их хвалят за богатые комплектации: «Hongqi и другие китайские модели действительно впечатляют оснащением: регулируемая подвеска, салон с продвинутой мультимедийной системой, климат с настройкой зон для каждого пассажира».
«Клиенты говорят, что комфорт на коротких поездках сравним с немецкой машиной, но для междугородних маршрутов (например, Москва — Петербург) в 7 из 10 случаев заказывают Mercedes благодаря ресурсному мотору, стабильной шумоизоляции и привычному алгоритму работы электронных ассистентов».
В долгосрочной эксплуатации S-класс выигрывает по сохранению ценности, говорит она. «Остаточная стоимость держится лучше всех в сегменте, машина выдерживает интенсивную загрузку без потери комфорта, а любые неисправности решаются официальной поддержкой».
«Китайские модели быстро прогрессируют, готовы конкурировать по функционалу и уровню комфорта, но пока уступают по доле реального спроса и долгосрочному восприятию среди клиентов корпоративного сектора», — подытожила она.


Продукты с разной ДНК
Оценивать китайский премиум по лекалам немецких или японских брендов – значит не видеть сути, считает Артемий Тушков, директор по развитию партнерской сети «Китаяна»: «Это продукт с иной ДНК. Если немцы продают инженерное совершенство, а японцы – надежность, то китайцы предлагают готовые "кейсы" и мгновенное удовлетворение от технологий. Их премиумность тактильна, ее можно буквально пощупать пальцем, но зачастую ей не хватает глубины и долговечности».
«За»: фокус на сиюминутные потребности
Взгляните на Li Auto, говорит он: «Это не просто внедорожник, а готовое решение для семьи. Холодильник для детского питания, подогрев всех кресел, развлекательная система для задних пассажиров – все это решает конкретные бытовые задачи».
Китайцы не ждут, когда покупатель оценит тонкости рулевой настройки, а сразу дают осязаемую пользу, говорит он. Они создают подобие «шведского стола» из лучших готовых технологий. «Для нового среднего класса, только открывающего для себя премиум, такой подход неотразим», — говорит он.
«Против»: отсутствие аутентичности и наследия
Другой вопрос, что узнаваемости им не хватает. «Проведите слепой тест, скрыв логотипы Voyah, Hongqi, Tank. Сможете ли вы отличить их по интерьеру, звуку мотора, отклику педали газа? Вряд ли, — говорит он. — Они используют одних вендоров и похожие технологические решения».
«Это как сравнивать швейцарский хронометр и умные часы: общее показывают время, но первые – это история и ремесло, вторые — набор функций. Китайский премиум сегодня – это умные часы. Немцы кастомизируют каждый чип для уникального отклика, китайцы берут готовый софт – разница налицо».

Китайский премиум быстро взрослеет
Прорыв в качестве сборки кузова, зазорах и шумоизоляции за последние 5 лет очевиден, говорит эксперт. Уровень тишины в салоне Li Auto или Voyah уже сопоставим с европейскими одноклассниками. В «бытовом» оснащении – массажные кресла, проекционные дисплеи, сценарии освещения — они вообще лидируют.
Ключевые пробелы остаются в управляемости и долговечности материалов. «Для китайского инженера "комфорт" – это мягкая подвеска, поглощающая неровности, — поясняет он. — Для немецкого – еще и чувство полного контроля на скорости, которого китайцам не хватает».
Главный изъян – долговечность
«Мягкий пластик в Mercedes спустя 100 тыс. км выглядит как новый, в китайском авто он неизбежно будет потертым и, вероятно, со скрипом, — говорит он. — Проблема в химии и качестве сырья, и она пока не решена».
«Китайский премиум сильный, но иной продукт, — подводит итог эксперт. — Он для тех, кто ценит мгновенную выгоду от технологий и не готов переплачивать за "инженерную магию" и долговечность, не столь критичные при владении автомобилем 3-5 лет. Они выигрывают битву за "тактильный" премиум, но проигрывают войну за "эмоциональный"».
Западные бренды сдаются — и начинают копировать
«Хотя, если взглянуть на последние тенденции, например, на Мюнхенский автосалон IAA Mobility 2025, видно, как европейские бренды под давлением рынка теряют свои "легендарные" позиции. Их ДНК тоже начинает меняться в борьбе за потребителя», — заметил эксперт.
