Странно, но это противоречит закону трения, который мы помним еще со школы. Сила трения пропорциональна массе, а значит, тяжелый и легкий автомобиль должны замедляться одинаково. Где-то кроется подвох.
Какая тормозная дистанция у грузовика: школьная физика вас обманывает

Грузовик против легковушки: разница в 2 раза
Реальный замер подтверждает субъективные наблюдения — действительно, у грузовиков тормозная дистанция больше, чем у легковых машин. На скорости около 60 км/ч, тормозной путь грузовика с прицепом на зимней дороге может составлять от 80 до 105 метров. Легковой автомобиль в аналогичных условиях останавливается заметно раньше — от 35 м на скользкой дороге.
Дело не в силе трения
Реальный грузовик — это не просто «большая легковушка», на него действует другой баланс сил, объяснил Techinsider.ru Тимофей Титов, руководитель клиентской службы «ААА Траксервис». Вступают в силу факторы, которые в легковом автомобиле были либо вторичны, либо вообще отсутствовали: пневматические тормоза, сочлененная конструкция, распределение нагрузок по осям.
Тормозная система — первое важное отличие. В грузовиках используются пневматические тормоза, а в легковых — гидравлические. От нажатия педали водителем до момента, когда тормоза разовьют максимальное тормозное усилие, проходит больше времени. Эти доли секунды превращаются в дополнительные метры тормозного пути.
ABS у грузовика есть, но она порой только мешает
В настоящее время антиблокировочные системы стали нормой на грузовых автомобилях. Однако ABS вовсе не всегда сокращает тормозной путь. Ее главная задача — сохранить управляемость, а не усилить торможение.
На гололеде можно наблюдать парадоксальный эффект: тормозной путь с ABS оказывается длиннее, чем при идеально выполненном прерывистом торможении. Эту технику управления водители использовали до появления антиблокировочных систем: она состоит в том, что водитель нажимает тормозную педаль частыми импульсами, чтобы не дать колесам заблокироваться и не допустить заноса.
Опаснее всего ситуация, когда тягач оснащен ABS, а прицеп — нет. Как поступить водителю? Если просто нажмешь педаль тормоза, грузовик замедлится как надо, но колеса прицепа заблокируются: его занесет вбок, и весь автопоезд сложится. Если применишь технику прерывистого торможения, прицеп сохранит устойчивость, но тогда тормоза самого грузовик не будут задействованы на полную силу. Что ни выбери, все плохо.
Размер все-таки влияет на физику
Разница в массе грузовой и легковой машины не меняет законы трения, но влияет на баланс других сил. Большой размер приводит к тому, что на грузовик сильнее влияет ветер — у него выше парусность.
Высокий центр тяжести плох при резких маневрах.
Автопоезда с прицепами еще и очень чувствительны к асимметрии сцепления, говорит Тимофей Титов: «Автопоезд становится наиболее опасен именно в момент потери управляемости — когда прицеп начинает жить своей динамикой». Для таких сцепок характерны два неприятных явления: складывание, когда прицеп заносит под углом к тягачу, и виляние — при резком маневре или порыве ветра, прицеп может войти в автоколебания. Водителю нужен большой опыт, чтобы суметь их погасить.
Ошибки профессионалов
Казалось бы, те, кто водит эти машины, должны быть в первую очередь заинтересованы в улучшении тормозных характеристик, но в жизни это не так. Водители грузовиков так же, как и все прочие, нередко нарушают скоростной режим, «стаптывают» колеса до лысого протектора и ленятся зимой надевать на ведущие колеса цепи, говорит он.
Что нужно знать обычному водителю
Глаза вас не обманывают. Да, формально законы физики те же, но грузовику действительно нужно больше места, чтобы остановиться. Если за вами едет такая машина, поглядывайте в зеркало заднего вида: дистанция между вами должна быть существенно больше, чем если бы позади была легковая машина, особенно зимой. Это не перестраховка, а разумный расчет.





