По просьбе Techinsider, эксперт по «снежикам» подготовил шпаргалку для начинающих водителей о том, как распределить груз между снегоходом и санями. Эти 4 шага легко запомнить: вначале приведем эту инструкцию, затем о некоторых пунктах поговорим подробнее.
Как правильно загрузить снегоход и сани в 4 простых шага

Шаг №1: Подготовка и сортировка
Перед загрузкой снегохода, разделите груз на три категории:
- Тяжелый и компактный (топливо, инструменты, продукты).
- Объемный и средний по весу (спальники, одежда).
- Хрупкий и часто необходимый (аптечка, термос, навигатор).
Шаг №2: Загрузка саней (начинаем с них)
- На дно, вплотную к передней стенке, необходимо уложить самые тяжелые ящики или баулы.
- Распределите остальной груз, заполняя пустоты (например, одеждой в гермомешках), чтобы ничего не болталось.
- Накройте всю конструкцию брезентом или плотным тентом и надежно закрепите ремнями. Груз должен стать единым целым с санями.
Шаг №3: Загрузка снегохода
- В основную зону (над гусеницей) нужно поместить тяжелые вещи, которые не поместились в сани.
- На задний багажник — остаток.
- Обязательно проверить обзорность! Груз не должен мешать управлению, доступу к рычагам, посадке и свешиванию.
Шаг №4: Финальная проверка и тест-драйв
- Осмотрите сцепку со стороны: техника должна выглядеть сбалансированно, без крена.
- Контрольная поездка: первые 500 метров пройдите на малой скорости, выполняя плавные повороты и торможение. Прислушайтесь к возможным смещениям. Остановитесь и проверьте крепления.
Теперь подробнее.
Из опыта снегоходчиков
«В сервис часто попадают снегоходы, пострадавшие от перегруза, — говорит руководитель сервисной службы Stels Сергей Панферов. — У каждого снегохода определенная мощность и ограниченный вес, который он может перевезти».
Груз может располагаться в двух местах: в багажнике позади пилота и в подседельном пространстве.
Именно подседельное место приоритетно, особенно для тяжелых грузов. Вес здесь давит на ведущую часть гусеницы, улучшая сцепление и управляемость, объясняет он.
А вот сильная загрузка заднего багажника может разгрузить передние лыжи, из-за чего они начнут вилять и терять контакт со снегом. На склоне это грозит опасным разворотом поперек уклона. Иначе говоря, сначала нужно укомплектовать багажный отсек под райдером, а потом уже переходить к багажнику.
Сани-волокуши тоже играют роль, с точки зрения управляемости. Их перегрузка или смещение веса назад создаст эффект «якоря», а если тяжесть сместится на один борт, они в пути будут постоянно кособочиться и стаскивать снегоход в сторону.
Распределяем вес правильно
Груз, который пилот решил положить на снегоход, Сергей рекомендует расположить как можно ниже и по центру, над гусеницей — в подседельном отсеке. Остальной груз можно уложить и на задний багажник.
«Ключевое правило: всегда крепить груз ниже уровня сиденья. Высокий центр тяжести — главный враг устойчивости», — говорит он.
Для саней правило немного меняется: 60-70% веса должно располагаться в передней трети, ближе к дышлу. Это предотвращает раскачивание и «набегание» саней снегоходом на спуске. Оставшиеся 30-40% — ближе к задней части. Центр тяжести в санях также должен быть как можно ниже. Первыми укладываются тяжелые и плоские предметы (продукты в ящиках, днище палатки), затем — более легкие.
Чем и как крепить
Распределили груз по местам, но забыли закрепить или закрепили небрежно. Итог — потеря управления из-за смещения веса в движении.
«Используйте стяжные ремни, санные стропы, резиновые шнуры-амортизаторы. Не надейтесь на веревки и узлы — на морозе они ослабевают», — говорит он.
Крепите каждый крупный предмет отдельно или в связке с другим, чтобы не было сдвига. Упаковывайте все в гермомешки, боксы или мягкие баулы — это защитит вещи от снега и влаги, а также позволит создать ровные «блоки» для укладки.
Правило полного кофра: убираем пустоты
«Одна из самых частых и коварных ошибок — оставлять свободное пространство в закрытых багажных отсеках», — объясняет он.
Пустой объем внутри кофра не бывает безобидным. В движении незакрепленный груз (термос, набор инструментов, канистра) получает ускорение и с каждым ударом о неровность бьет по стенкам отсека. Это неизбежно приводит к трещинам пластика самого кофра, поломкам креплений и повреждению всего, что лежит внутри.
Есть простое решение. Перед тем, как закрыть крышку багажника или отсека под сиденьем, заполните все образовавшиеся пустоты мягкими вещами: запасной одеждой, спальником, полотенцем или специальным пенопластовым наполнителем. Груз должен стать единым, неподвижным массивом.
Все сделать правильно — не педантичность, а рациональный способ облегчить себе жизнь. В конце концов, вы будете рады в поездке сосредоточиться на дороге и пейзажах, а не бороться с техникой, не правда ли.





