Сейчас, после десятилетий научных поисков, появились лекарства, которые действуют не только на симптомы, но и на сам механизм заболевания, говорит Виталий Акимов, заведующий отделением неврологии «Европейского медицинского центра».
Как будут лечить Альцгеймер через 10 лет

Новые препараты, которые замедляют разрушение мозга на 25–35%, уже начали применяться в России. «Для части пациентов, начавших лечение на ранней стадии болезни, эти препараты позволят приостановить прогрессирование болезни на несколько лет», — говорит он.
Каждые три секунды кому-то в мире ставят диагноз «деменция».
Лекарства, меняющие ход болезни
Главный научный прорыв последних лет связан с препаратами, направленными против амилоид-бета. Амилоид-бета — это белок, который в норме образуется в мозге и выводится, но при болезни Альцгеймера начинает накапливаться и нарушать работу нервных клеток.
К таким препаратам относятся леканемаб и донанемаб. Их действующее вещество моноклональные антитела — это молекулы, распознающие патологический амилоид-бета и делающие его мишенью для иммунной системы мозга. «Мозг избавляется от избытка белка, а развитие болезни замедляется», — говорит он.
Эти препараты лучше работают на ранних стадиях, подходят не всем и пока стоят дорого. «И все же это серьезный шаг вперед», — считает врач. В ближайшие годы ожидается появление новых амилоид-таргетных лекарств — более эффективных, подходящих большему числу пациентов и со временем более доступных.
Диагностика станет проще
Сейчас для точного диагноза часто требуются сложные процедуры — люмбальная пункция или радиоизотопные исследования. В ближайшем будущем признаки болезни можно будет выявлять по анализу крови, а возможно и по анализу слюны, говорит врач.
Чем раньше выявлена болезнь и начато лечение, тем выше его эффективность. С более простой и дешевой ранней диагностикой и новыми препаратами, есть шанс продлить активную и самостоятельную жизнь людей с болезнью Альцгеймера еще на 8–10 лет, считает он.
Лечение будущего: комплексный подход
Идущие сейчас научные исследования открывают новые направления лечения. На подходе препараты, влияющие на накопление тау-белка, а в перспективе появятся протоколы, одновременно действующие на амилоид-бета и тау-белок. Не исключено, что со временем будут выявлены и другие патологические белки, которые станут мишенями для терапии, рассказывает невролог.
«Само лечение, скорее всего, станет комбинированным, с одновременным воздействием на амилоид-бета, тау-белок и воспалительные процессы, а также на связанные с ними нарушения работы митохондрий, мембран и глимфатической системы», — говорит он.
Излечить болезнь медицина пока не может
Болезнь Альцгеймера — одно из самых сложных заболеваний мозга. Современные исследования показывают, что в ее развитии участвует несколько биологических процессов, и до сих пор не все из них изучены. Даже для механизмов, известных науке, нет лекарств, подходящих всем пациентам, поэтому в ближайшие годы болезнь полностью не исчезнет.
«Принципиально меняется другое: болезнь перестает быть полностью неконтролируемой, — говорит он. — Для миллионов людей это шанс жить дольше, дольше сохранять работоспособность мозга и тела и реже умирать от осложнений – нарушений питания и глотания, обездвиженности и инфекций».




