7 фактов о легендарном ледоколе «Арктика»: бывший «Брежнев» и настоящий первопроходец

17 августа 1977 года советский атомоход «Арктика» стал первым из надводных кораблей, достигших Северного полюса Земли. В честь этого события мы приводим семь самых интересных фактов о судне-рекордсмене и его походе.
7 фактов о легендарном ледоколе «Арктика»: бывший «Брежнев» и настоящий первопроходец

1. Ледокол «Арктика», принятый в эксплуатацию 25 апреля 1975 года, — второй в мире атомный ледокол. Первым был атомоход «Ленин» (1959). Примечательно, что все десять существующих в мире атомных ледоколов были спроектированы в СССР и России.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

2. В 4 часа утра по московскому времени 17 августа 1977 года ледокол «Арктика» достиг географической точки Северного полюса. Судно провело на вершине мира 15 часов, за это время научные сотрудники экспедиции осуществили запланированные исследования и наблюдения. Стоянка позволила водолазам проверить состояние винтов ледокола, после положительного заключения ледокол был готов отправиться в обратный путь в Мурманск. Интересно, что ажурные винты диаметром 5,7 метра, приводившие судно в движение, поначалу не вызывали доверия у команды. Однако винты судна отработали нормально.

3. «Арктика» — самый первый ледокол в мире, которому пришлось преодолевать ледяные поля толщиной в несколько метров. Поход на Северный полюс показал, что по многолетним льдам можно плавать, и весьма быстро. Между тем, нельзя сказать, что все шло гладко: эту самую сложную часть похода руководитель рейса Тимофей Гуженко назвал «камнедробилкой». По его словам, в наиболее мощных льдах «Арктика» шла, «продвигаясь ударами: взад-вперед, взад-вперед».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

4. За время похода к Северному полюсу, продолжавшегося с 9 по 22 августа 1977 года, судно преодолело 3852 морских мили, в том числе 1200 миль — через многолетний лед. Цель экспедиции была достигнута — доказана возможность осуществления круглогодичной навигации по кратчайшим маршрутам Северного Ледовитого океана, а также возможность транзитного прохождения Северного морского пути.

5. С 1982-го до 1986 год ледокол «Арктика» носил имя «Леонид Брежнев» в честь генсека, умершего 10 ноября 1982 года, а затем был переименован обратно.

6. Атомоход «Арктика» участвовал в нескольких полярных экспедициях. 21 августа 2008 года у ледокола закончился срок действия документов Морского Регистра РФ. По мнению некоторых руководителей, техническая и экономическая целесообразность дальнейшей эксплуатации ледокола отсутствовала, запас ядерного топлива в реакторах требовал замены. 3 октября 2008 года была остановлена атомная энергетическая установка. В 2011 году экипаж с «Арктики» сняли, ледокол был выведен в «холодный» отстой в ожидании утилизации. Из Регистровой книги судов судно исключено с 31 июля 2012 года.

7. С технической точки зрения ледокол оказался настолько удачным, что по тому же проекту было построено еще пять атомоходов: «Сибирь» (1977), «Россия» (1985), «Советский Союз» (1990), «Ямал» (1993), «50 лет Победы» (1993). Все они относятся к ледоколам типа «Арктика».