Шипучка из США: история всемирно известной Coca-Cola

Более 120 лет этот напиток считается одним из символов Америки. А его запатентованное название – «Кока-кола» – до сих пор остается самым дорогим брендом мира.
Шипучка из США: история всемирно известной Coca-Cola

Самый популярный на сегодня напиток в мире долго искал свою идеальную рецептуру. Надо сказать, что действительно завоевать мир ему удалось лишь после 1985-го года.

Волнение взорвалось с силой атомной бомбы: 19 апреля 1985 года председатель совета директоров Coca-Cola Роберто Гоизуета и президент Дональд Кехо объявили прессе, что проведут пресс-конференцию. Цель была интригующей: «сделать самую важную инновацию на рынке безалкогольных напитков с момента основания компании». Так началась история Coca-Cola.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Бомба из города Атланта

Четыре дня спустя 200 репортеров и фотографов собрались в нью-йоркском Линкольн-центре, а их коллеги присутствовали дистанционно из Лос-Анджелеса, Чикаго, Атланты, Хьюстона и Торонто. За день до этого газеты, радио и телевидение объявили о скором появлении в продаже кока-колы с улучшенным рецептом. А в день пресс-конференции 22 апреля, с которой началась история Coca-Cola, президент PepsiCo Роджер Энрико в специальном письме сообщил своим сотрудникам о всемирно-исторической победе над извечным соперником. Соперничающая компания решила убрать с рынка свой фирменный продукт и заменить его новым напитком, по вкусу похожим на Pepsi, писал Энрико. Чтобы отметить это событие, Энрико сделал пятницу нерабочим днем. Компания также поместила циркуляр в газете, чтобы прорекламировать продукт в рамках блестящей рекламной кампании.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Слухи не были ложными. Глава Coca-Cola Company заявил, что заменит знаменитый напиток, но пообещал оставить нетронутой «диетическую» версию с заменителем сахара. Иокибе выразил уверенность в победе улучшенной версии, сказав: «Она всегда была лучшей, а теперь стала еще лучше».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Для такого оптимистичного прогноза были веские основания. В последние годы маркетологи Coca-Cola были встревожены укреплением позиций PepsiCo, которая в середине 1980-х годов стремительно обогнала своего конкурента на рынке напитков. Многочисленные исследования показали, что вкус Pepsi, хотя и сдержанный, привлекает многих потребителей. Гоизуэта решил заново создать компанию Coca-Cola и провел ряд слепых дегустаций двух брендов. Большинство дегустаторов отдали предпочтение новой версии Coca-Cola.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Люди были возмущены

И тенденция приняла неожиданный оборот. По данным Coca-Cola Company, в штаб-квартире бренда прошла серия протестов. Американский народ был непреклонен, чтобы у него не отбирали любимый напиток. Только частных писем было более 40 000, и они не отличались здравомыслием. Кроме того, компания Coca-Cola получила 557 групповых петиций, 28 138 подписей и более 400 000 телефонных запросов.

Но новый продукт не вызвал неприязни у покупателей; он хорошо продавался, и мало кто мог со вкусом отличить одну версию от другой. Даже Гай Маллинз из Сиэтла, который организовал громкую кампанию за возвращение старой доброй коки, не был в восторге от ее дегустации. Американцы были возмущены: «Генрик Ибсен, Эмиль Золя, Жюль Верн, Роберт Стивенсон, Артур Конан Дойл, Жюль Массне, Шарль Гуно посвящали ей музыку, королева Англии Виктория посвящала ей свои произведения. Затем этот алкалоид стали получать из чая и кофе, но Пембертон предпочел более дорогой и чистый кофеин, а точнее, цитрат, который производила немецкая фармацевтическая компания Merck из той же коки. Кофеин тоже горький, но Пембертон не сомневался, что сахар и другие добавки обогатят вкус сиропа. В то же время он не хотел отказываться от кокаина, который обеспечил его "вину" эпикурейский успех. Он использовал ваниль, жженый сахар, сок лайма и эфирные масла, чтобы приготовить темно-коричневый сироп в медном котелке емкостью 40 галлонов (150 литров).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как обычный безалкогольный напиток стал предметом всеобщего обожания?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

История Кока-Колы

Джон Стит Пембертон был коренным южанином из Джорджии. Он два года учился в Южном колледже ботанической медицины, где читал курсы фармакологии, ботаники и химии, которые для того времени (в Америке, а не в Европе) были нецензурными лекциями. Затем он продавал лекарства, краски и духи в Колумбусе, воевал в качестве офицера за Север и поселился в Атланте в 1870 году. Пембертон любил изобретать лекарственные травы и однажды получил тысячи долларов прибыли от изобретения лекарства от крупа. Позже Пембертон занялся более серьезным бизнесом.

В середине XIX века европейские офтальмологи и ларингологи начали использовать настойку листьев коки эритроксилона, вечнозеленого южноамериканского растения из центральных Анд, в качестве местного анестетика во время операций. В конце концов, немецкие химики Фридрих Гадке и Альберт Ниманн выделили из коки активный алкалоид, который Ниманн назвал кокаином, а в 1863 году французский фармацевт Анджело Мариани смешал экстракт коки с красным вином из Бордо в качестве средства от «умственной и физической усталости». Продукт продавался как средство от «умственного и физического истощения». Благодаря ловко поставленной рекламе автор получил всемирную известность и огромную прибыль (считается, что он был первым человеком, заработавшим на кокаине миллион долларов). Генрик Ибсен, Эмиль Золя, Жюль Верн, Роберт Стивенсон и Артур Конан Дойл хвалили вино Мариани, Жюль Массне и Шарль Гуно посвящали ему музыку, английская королева Виктория, испанский монарх Альфонс VIII, папа Пий X пили его, а русский двор укреплял его», - сказал он. Мариани рекомендовал ежедневно выпивать три рюмки, в которых содержалось около 100 миллиграммов чистого кокаина, что не так уж мало. Во время Первой мировой войны этот коварный напиток был запрещен к продаже во всем мире.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Рецепт Мариани, опубликованный во французском фармакологическом справочнике, заинтриговал Пембертона, и в 1884 году он открыл небольшой завод по производству французского вина из коки Pemberton's, которое стоило недешево - 1 доллар за бутылку, — но имело огромный успех. Это было то же самое вино Мариани, но с добавлением небольшого количества экстракта ореха колы (точнее, семян западноафриканского колоса колы, Cola acuminata). Этот экстракт был очень популярен в качестве стимулятора (он содержит много кофеина). Через год Пембертон приобрел трех партнеров и в январе 1886 года зарегистрировал партнерство как Pemberton Chemical Company.

Одним из партнеров был Фрэнк Робинсон, владелец машины, печатавшей рекламу компании. Он также был тем, кто подал Робинсону большую идею. Сода в сиропе была популярна в США, особенно в южных штатах. Первоначально она продавалась бочками в киосках (Soda Hoo Пембертон и его команда провели мозговой штурм. В итоге Робинсон сообразил, что на хорошем сиропе для содовых киосков можно заработать много больше, чем на «кокаиновом вине» и переквалифицировался. Так родилась Кока-Кола, быстро ставшая самым популярным напитком в штатах, а после смены рецептуры быстро завоевавшая весь мир.