Противостояние стихии: что случится, если в самолёт попадёт молния

Если все системы срабатывают как надо, люди в кабине слышат лишь хлопок. Однако конструкторам приходится прилагать немало усилий, создавая грозозащиту самолёта.
Противостояние стихии: что случится, если в самолёт попадёт молния
Pilot Teacher
Главный способ избежать попадания молнии — это облететь грозу стороной.

Именно он рекомендуется пилотам как основной вариант.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Однако уклониться от погоды не всегда получается. Между тем, если самолёт попадает в грозу, он начинает буквально притягивать молнии к себе. Причина в статическом заряде, который копится на обшивке из-за трения о воздух и содержащиеся в нём частицы пыли. По статистике, один удар молнии приходится на каждые 2500-3000 часов полёта. А это значит, что тысячи самолётов ежегодно испытывают его.

Что происходит при попадании молнии?

Пожалуй, самое страшное — это искра, возникшая в топливной системе. От удара током и электромагнитного излучения в момент разряда также могут пострадать электроника и люди. На обшивке, лопастях пропеллера и выступающих частях образуются каверны и оплавленные участки.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Защита самолёта от молнии

Основной способ — это снятие статического заряда, чтобы уменьшить вероятность разрядов и их силу. Для этого на кромке крыльев и оперения ставят молниеотводы. В краску, которой покрывают самолёт, добавляются антистатические компоненты. Есть также системы, которые генерируют заряд обратной полярности, чтобы компенсировать статическое электричество.

Молниеотводы на крыльях Airbus 319.
Молниеотводы на крыльях Airbus 319.
Adrian Pingstone, Wikipedia. Public domain
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Чаще всего молния попадает в нос самолёта. Задача инженеров сделать так, чтобы заряд пробежал по обшивке, не задев жизненно важные части. Раньше самолёты делались в основном из лёгких сплавов, и это снимало часть проблем. Но сейчас авиация переходит на композитные материалы. Они не проводят электричество и быстрее копят статический заряд, поэтому приходится придумывать новые решения. Например, в состав композита добавляют металлические волокна.

Двигатель, кабину и топливные баки экранируют сеткой из материалов с хорошей проводимостью, например, из меди. А топливные баки по мере расхода топлива заполняются инертным газом.

Удар молнии в кабине воспринимается как хлопок

Если все системы сработали как надо, экипаж и пассажиры могут его и не заметить. Скорее всего, их внимание захватит другая неприятность, с которой в грозовом облаке сталкивается самолёт — сильнейшая турбулентность. По словам специалистов, она гораздо опаснее, чем удар молнии. Поэтому правилом №1 остаётся избегать залёта в тучи.