Страшная трагедия СССР: тайна крушения парохода «Адмирал Нахимов», в котором погибло почти 500 человек
Столкновение «Адмирала Нахимова» и «Петра Васева» стало самой крупнейшей аварией в Черном море в мирное время.
31 августа 1986 года оставил невосполнимый след в истории морских катастроф, когда в 13-ти километрах от Новороссийска затонул пароход «Адмирал Нахимов». Этот пассажирский лайнер, когда-то гордость советского флота, стал жертвой страшной трагедии. А самое главное — унес жизни более четырехсот человек. Разбираемся в причинах аварии и ее последствиях.
История парохода «Адмирал Нахимов»
История «Адмирала Нахимова» началась в 1925 году в Бремене (Германия) — судно назвали «Берлин». Тогда сварка не была столь распространена, и весь корпус парохода был клепаный. Но основные характеристики впечатляли:
- водоизмещение — 9 000 тонн;
- длина — 174,3 м;
- ширина — 21,1 м;
- высота — 11,8 м;
- мощность механизмов — 12 000 л. с.;
- скорость — 16 узлов;
- экипаж — около 270 человек, вместимость — до 1 500 пассажиров.
До 1938 года «Берлин» выполнял трансатлантические переходы, после чего стал круизным судном. Среди рейсов — Шпицберген и Средиземное море. В период Второй мировой войны его использовали как госпитальное судно и транспорт для перевозки войск. В январе 1945 года пароход под большой охраной участвовал в эвакуации частей войск из окруженной немецкой курляндской группировки, но уже 31 числа на рейде Свинемюнде «будущий» «Адмирал Нахимов» подорвался на мине.
После двух неудачных попыток судоподъема в начале 1947 года пароход уже под именем «Адмирал Нахимов» успешно подняли 17 сентября. Прошедший капитальный ремонт в ГДР с 1949 по 1957 годы его модернизировал.
В 1957 году корабль «Адмирал Нахимов» вошел в состав пассажирского флота СССР, принадлежащий Черноморскому морскому пароходству. Первым капитаном стал Николай Антонович Соболев, — он управлял судном до 1978 года. В том числе и во время секретных операций.
В 1962 году, в период Карибского кризиса, лайнер стал ответственным за транспортировку солдат на Кубу. Еще одной секретной миссией были два рейса в 1979 году: Одесса — Куба (Матанзас) — Эфиопия (Ассэб). Они продолжались около полугода. Главная задача — перевозка кубинских солдат, участвовавших в военных действиях в Африке.
В январе-апреле 1985 года знаменитый пароход прошел последний плановый ремонт в Варне. В соответствии с планом круиза, 31 августа лайнер провел весь день в порту Новороссийска. С наступлением вечерней прохлады началась культурно-развлекательная программа для пассажиров. Экипаж готовил «Адмирала Нахимова» к отходу.
День шахтера
Пассажирский пароход «Адмирал Нахимов» 31 августа в 22:00 по московскому времени отплыл от берегов Новороссийска и направился в сторону Сочи с 1243 пассажирами на борту: 346 из них — члены экипажа. В тот вечер отдыхающие направились на верхнюю палубу, чтобы отпраздновать День шахтера. Кто-то выпивал, кто-то танцевал, кто-то ждал просмотра фильма «Я любил вас больше жизни», который, согласно расписанию, должно было вот-вот начаться. Так как было уже поздно, детей оставляли запертыми в каютах.
В это время капитану парохода сообщили о том, что в скором времени им нужно будет разминуться с шедшим со стороны Босфора сухогрузом «Петр Васев». Согласно правилам морского судоходства, именно «Адмирал Нахимов» должен был пропустить надвигающийся балкер, но капитан «Петра Васева» Виктор Ткаченко обязался уступить дорогу. С этого момента произошла череда роковых событий.
Три главные ошибки, которые привели к крушению «Адмирала Нахимова»
Убедившись в том, что все идет по плану, капитан пассажирского парохода 56-летний Вадим Марков ушел с капитанского мостика к себе в каюту и оставил управление второму помощнику Александру Чудновскому. Кроме Чудновского на мостике оставались рулевой и наблюдатель.
Капитан «Петра Васева» был большим любителем техники, вел судно исключительно по приборам, хотя ему необходимо было проследить за надвигающимся пароходом в бинокль. К тому же, Ткаченко любил «красиво расходиться» на расстояниях в несколько сотен метров, поэтому до последнего был уверен, что приборы не врут, и «вот-вот произойдет красивый расход».
Александр Чудновский вдруг понял, что расстояние между их судном и сухогрузом уже перестало быть безопасным. Не доложив о своём наблюдении ушедшему капитану и не посоветовавшись с ним по поводу дальнейших действий, он в состоянии паники повернул «Адмирала Нахимова», развернув его в конечном счете правым бортом к приближающемуся «Петру Васеву».
Ткаченко на мгновение отвлекся от приборов. Увидев обстановку, он немедленно скомандовал сбавить скорость, а затем и «Полный назад». Но было уже слишком поздно — его судно не успело перестроиться на задний ход и протаранило правый борт парохода, в результате чего образовалась пробоина площадью около 85 м². На часах было 23:12.
8 страшных минут
Пассажиры и экипаж не сразу осознали масштабы трагедии, хотя и почувствовали удар. Круизное судно наклонилось на правый бок, вскоре пропало электричество.
Здесь дала знать о себе и четвертая допущенная ошибка — перед отправлением пассажиры парохода не прошли специальное обучение действиям в случае возникновения опасности. В результате их накрыла паника, начался твориться полный хаос.
Из всех шлюпок, находящихся на «Адмирале Нахимове», удалось спустить лишь одну — вода слишком быстро заполняла корабль, в ход пошли надувные плоты, но их оказалось слишком мало.
В 23:14 механик Белан сумел добраться до палубы «А» и запустить запасной электрогенератор, но лишь на 20 секунд. Однако капитан Марков, вернувшийся в момент катастрофы на мостик, не воспользовался этой возможностью и не объявил по радио о мерах, которым необходимо было предпринять пассажирам. Вместо этого он послал матросов вниз, чтобы оценить масштаб повреждений. В 23:16 судно наклонилось уже на 45° вправо. В последний миг Марков отправил на сухогруз просьбу: «Спускайте все имеющиеся у вас шлюпки и плоты на воду!». Второе судно оставалось на плаву, с него начали сбрасывать спасательные жилеты, круги, канаты и штормтрапы, однако спасти удалось лишь немногих — всего 37 человек.
В кромешной темноте пассажиры «Адмирала Нахимова» разбрелись кто куда: кто-то прыгал в воду, кто-то забирался на левый борт и скатывался по внешней обшивке судна в растекавшееся пятно мазута, кто-то бежал в каюты спасать запертых детей. Второй помощник капитана Александр Чудновский, словно осознавая свою вину, закрылся в каюте и потонул вместе с кораблем. До последнего пытались помочь пассажирам две стюардессы — Татьяна Федорова и Вера Федорчук. Федорова раздавала людям спасательные жилеты, помогала их надевать. Федорчук со связкой ключей бросилась открывать каюты, из которых доносился детский крик и плач. Обе девушки героически погибли — в честь Татьяны Федоровой в Павлограде была названа улица.
Капитану «Адмирала Нахимова» удалось спастись — его выбросило за борт.
В 23:20 «Адмирал Нахимов» полностью погрузился под воду.
Спасательная операция «Адмирала Нахимова»
Почти сразу после столкновения на берег доложили о случившемся. В 23:25 капитан Новороссийского порта Г. Л. Попов отдал приказ всем судам идти к месту катастрофы — всего прибыло 64 плавсредства. За четыре часа удалось спасти 755 человек и поднять из воды 16 тел. Пострадавших отогревали и успокаивали, а затем доставляли на берег, где их ждали машины скорой помощи. С рассветом на поиск выживших отправились 7 вертолетов и самолеты Ан-26 и Бе-12. Последнего выжившего нашли и спасли спустя 15 часов после крушения.
Всего, по официальной версии, в результате катастрофы погибло 423 человека: 359 пассажиров и 64 члена экипажа. 65 человек считаются без вести пропавшими — их тела навсегда остались под водой в районе Цемесской бухты.
10 сентября во время выполнения операции по поиску пропавших тел погиб военный водолаз Юрий Полищук. 19 сентября погиб второй водолаз Сергей Шардаков е он попал в завал и не смог самостоятельно выбраться. После этого поисковые работы решением Правительственной комиссии были прекращены.
Другие версии крушения «Адмирала Нахимова»
Катастрофа «Адмирала Нахимова» не только шокировала всех, но и посеяла сомнения в официальной версии произошедшего. Так появились альтернативные теории о причинах аварии.
- Следствие, сосредоточившееся на действиях капитанов, оказалось неоднозначным, — правительственная комиссия не увидела вину начальства. Накануне трагедии «Адмиралу Нахимову» стукнуло 60 лет. Понятно, что это много. По международным конвенциям конструкция обязана обеспечивать плавучесть пароходу даже при потоплении нескольких отсеков. Акт, составленный 8 июля 1986 года, почти за два месяца до катастрофы, свидетельствовал: «Нахимову» пора на покой. «Иронично», что корабль с 1 200 пассажирами направил в море именно С. Лукьянченко, подписавший акт о непригодности.
- Капитан Ткаченко практически не отходил от САРПа (системы автоматизированной радиолокационной прокладки курса) до самого столкновения. Он зафиксировал расхождение с судном, которое считал «Нахимовым», в 2 мили, а также увеличивающийся пеленг. Эти наблюдения создавали иллюзию благополучия. Позже исследователь Владимир Чуев во всем «обвинил» микроволновое оружие.
Получается, что кораблекрушение «Адмирала Нахимова» стало результатом применения микроволнового оружия — его целью стали электромагнитные системы судна. Эту же причину некоторые приписывают и катастрофе на Чернобыльской АЭС.
- Петербургский профессор Алексей Синяков выдвинул гипотезу так называемого локального геофизического резонанса (ЛГР). Являясь специалистом по безопасности полетов, он полагает, что ЛГР — причина многих катастроф: в воздухе, на земле, под водой. К таковым относится, например, пожар на атомной подводной лодке «Комсомолец». Вечером 31 августа 1986 года на Черном море мог проявляться геофизический резонанс: наблюдалось необычное свечение атмосферы, а через два часа после гибели «Адмирала Нахимова» произошло сильное землетрясение в западной части моря. В такой «обстановке» человек, управляющий сложным техническим объектом, теряет возможность точно оценить ситуацию.
Судьбы капитанов после крушения
Капитаны «Адмирала Нахимова» и «Петра Васева» предстали пред судом в марте 1987 года. Им вменяли 85 статью УК РСФСР «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта». Суд признал Маркова и Ткаченко виновными и приговорил каждого к 15 годам лишения свободы и штрафам по 40 тысяч рублей.
Родственников погибших такой приговор не устроил —они желали, чтобы виновных расстреляли. Однако такой меры пресечения суд даже не рассматривал.
Через год после распада СССР, президенты Украины и России, где отбывали свое наказание заключенные, приняли решение помиловать капитанов. За Маркова просила Ассоциация капитанов России, а Виктор Ткаченко был признан психически больным — он не смог справиться с тем шоком, который наблюдал в момент крушения парохода.
Марков устроился на работу в Черноморское пароходство, где обучал капитанскому делу курсантов. В 2007 году он скончался после длительной борьбы с тяжёлой болезнью.
А Ткаченко после того, как вышел из тюрьмы, взял фамилию жены, Тальор, и эмигрировал в Израиль. В 2003 году он вывел свою яхту в море, несмотря на угрозу шторма, и разбился о скалы. Его тело и тела двух помощников нашли лишь спустя сутки.
Память
Затонувший «Адмирал Нахимов» до сих пор лежит на глубине 47 м в Цемесской бухте. Поднимать его нет смысла — восстановлению он не подлежит. Район, ограниченный окружностью радиусом 500 метров, в центре которой находится пароход, официально признан местом захоронения жертв крушения. Работа водолазов, подводных аппаратов и постановка на якорь проплывающих мимо судов здесь строго запрещена.
Ежегодно 31 августа на место катастрофы отправляется катер с родственниками погибших, которые опускают на воду венки и цветы.