Страшная трагедия СССР: тайна крушения парохода «Адмирал Нахимов», в котором погибло почти 500 человек

Столкновение «Адмирала Нахимова» и «Петра Васёва» стало самой крупнейшей аварией в Чёрном море в мирное время.
День шахтёра
Пассажирский пароход «Адмирал Нахимов» 31 августа в 22:00 по московскому времени отплыл от берегов Новороссийска и направился в сторону Сочи с 1243 пассажирами на борту: 346 из них — члены экипажа. В тот вечер отдыхающие направились на верхнюю палубу, чтобы отпраздновать День шахтёра. Кто-то выпивал, кто-то танцевал, кто-то ждал просмотра фильма «Я любил вас больше жизни», которое, согласно расписанию, должно было вот-вот начаться. Так как было уже поздно, детей оставляли запертыми в каютах.

В это время капитану парохода сообщили о том, что в скором времени им нужно будет разминуться с шедшим со стороны Босфора сухогрузом «Пётр Васёв». Согласно правилам морского судоходства, именно «Адмирал Нахимов» должен был пропустить надвигающийся балкер, но капитан «Петра Васёва» Виктор Ткаченко обязался уступить дорогу. С этого момента произошла череда роковых событий.
Три главные ошибки
Убедившись в том, что всё идёт по плану, капитан пассажирского парохода 56-летний Вадим Марков ушёл с капитанского мостика к себе в каюту и оставил управление второму помощнику Александру Чудновскому. Кроме Чудновского на мостике оставались рулевой и наблюдатель.
Капитан «Петра Васёва» был большим любителем техники, вёл судно исключительно по приборам, хотя ему необходимо было проследить за надвигающимся пароходом в бинокль. К тому же, Ткаченко любил «красиво расходиться» на расстояниях в несколько сотен метров, поэтому до последнего был уверен, что приборы не врут, и «вот-вот произойдет красивый расход».
Александр Чудновский вдруг понял, что расстояние между их судном и сухогрузом уже перестало быть безопасным. Не доложив о своём наблюдении ушедшему капитану и не посоветовавшись с ним по поводу дальнейших действий, он в состоянии паники повернул «Адмирала Нахимова», развернув его в конечном счёте правым бортом к приближающемуся «Петру Васёву».
Ткаченко на мгновение отвлёкся от приборов. Увидев обстановку, он немедленно скомандовал сбавить скорость, а затем и «Полный назад». Но было уже слишком поздно — его судно не успело перестроиться на задний ход и протаранило правый борт парохода, в результате чего образовалась пробоина площадью около 85 м². На часах было 23:12.

8 страшных минут
Пассажиры и экипаж не сразу осознали масштабы трагедии, хотя и почувствовали удар. Круизное судно наклонилось на правый бок, вскоре пропало электричество.
Здесь дала знать о себе и четвёртая допущенная ошибка — перед отправлением пассажиры парохода не прошли специальное обучение действиям в случае возникновения опасности. В результате их накрыла паника, начался твориться полный хаос.
Из всех шлюпок, находящихся на «Адмирале Нахимове», удалось спустить лишь одну — вода слишком быстро заполняла корабль, в ход пошли надувные плоты, но их оказалось слишком мало.
В 23:14 механик Белан сумел добраться до палубы «А» и запустить запасной электрогенератор, но лишь на 20 секунд. Однако капитан Марков, вернувшийся в момент катастрофы на мостик, не воспользовался этой возможностью и не объявил по радио о мерах, которым необходимо было предпринять пассажирам. Вместо этого он послал матросов вниз, чтобы оценить масштаб повреждений. В 23:16 судно наклонилось уже на 45° вправо. В последний миг Марков отправил на сухогруз просьбу: «Спускайте все имеющиеся у вас шлюпки и плоты на воду!». Второе судно оставалось на плаву, с него начали сбрасывать спасательные жилеты, круги, канаты и штормтрапы, однако спасти удалось лишь немногих — всего 37 человек.

В кромешной темноте пассажиры «Адмирала Нахимова» разбрелись кто куда: кто-то прыгал в воду, кто-то забирался на левый борт и скатывался по внешней обшивке судна в растекавшееся пятно мазута, кто-то бежал в каюты спасать запертых детей. Второй помощник капитана Александр Чудновский, словно осознавая свою вину, закрылся в каюте и потонул вместе с кораблём. До последнего пытались помочь пассажирам две стюардессы - Татьяна Фёдорова и Вера Федорчук. Фёдорова раздавала людям спасательные жилеты, помогала их надевать. Федорчук со связкой ключей бросилась открывать каюты, из которых доносился детский крик и плач. Обе девушки героически погибли — в честь Татьяны Фёдоровой в Павлограде была названа улица.
Капитану «Адмирала Нахимова» удалось спастись — его выбросило за борт.
В 23:20 «Адмирал Нахимов» полностью погрузился под воду.
Спасательная операция
Почти сразу после столкновения на берег доложили о случившемся. В 23:25 капитан Новороссийского порта Г. Л. Попов отдал приказ всем судам идти к месту катастрофы — всего прибыло 64 плавсредства. За четыре часа удалось спасти 755 человек и поднять из воды 16 тел. Пострадавших отогревали и успокаивали, а затем доставляли на берег, где их ждали машины скорой помощи. С рассветом на поиск выживших отправились 7 вертолётов и самолёты Ан-26 и Бе-12. Последнего выжившего нашли и спасли спустя 15 часов после крушения.
Всего, по официальной версии, в результате катастрофы погибло 423 человека: 359 пассажиров и 64 члена экипажа. 65 человек считаются без вести пропавшими — их тела навсегда остались под водой в районе Цемесской бухты.
10 сентября во время выполнения операции по поиску пропавших тел погиб военный водолаз Юрий Полищук. 19 сентября погиб второй водолаз Сергей Шардаков — он попал в завал и не смог самостоятельно выбраться. После этого поисковые работы решением Правительственной комиссии были прекращены.

Судьбы капитанов
Капитаны «Адмирала Нахимова» и «Петра Васёва» предстали пред судом в марте 1987 года. Им вменяли 85 статью УК РСФСР «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта». Суд признал Маркова и Ткаченко виновными и приговорил каждого к 15 годам лишения свободы и штрафам по 40 тысяч рублей.

Родственников погибших такой приговор не устроил — они желали, чтобы виновных расстреляли. Однако такой меры пресечения суд даже не рассматривал.
Через год после распада СССР, президенты Украины и России, где отбывали своё наказание заключённые, приняли решение помиловать капитанов. За Маркова просила Ассоциация капитанов России, а Виктор Ткаченко был признан психически больным — он не смог справиться с тем шоком, который наблюдал в момент крушения парохода.
Марков устроился на работу в Черноморское пароходство, где обучал капитанскому делу курсантов. В 2007 году он скончался после длительной борьбы с тяжёлой болезнью.
А Ткаченко после того, как вышел из тюрьмы, взял фамилию жены, Тальор, и эмигрировал в Израиль. В 2003 году он вывел свою яхту в море, несмотря на угрозу шторма, и разбился о скалы. Его тело и тела двух помощников нашли лишь спустя сутки.
Память
Затонувший «Адмирал Нахимов» до сих пор лежит на глубине 47 м в Цемесской бухте. Поднимать его нет смысла — восстановлению он не подлежит. Район, ограниченный окружностью радиусом 500 метров, в центре которой находится пароход, официально признан местом захоронения жертв крушения. Работа водолазов, подводных аппаратов и постановка на якорь проплывающих мимо судов здесь строго запрещена.
Ежегодно 31 августа на место катастрофы отправляется катер с родственниками погибших, которые опускают на воду венки и цветы.