Кто сильнее: автобус или трамвай? Вопрос, который ставит экспертов в тупик

Любой специалист сначала возразит, что слово «сила» к технике не очень подходит: нет такой технической характеристики. Но мы попробуем разобраться и решить, кто из двух видов транспорта настоящий титан, а кто так себе.
Кто сильнее: автобус или трамвай? Вопрос, который ставит экспертов в тупик
Artem Svetlov, Wikipedia. CC2.0
Для сравнения мы взяли типичный городской автобус ЛиАЗ-4292 и столь же типичный трамвай КТМ-23.

Оба часто попадаются на улицах российских городов и их можно назвать «среднестатистическим» трамваем и автобусом. На первый взгляд, отличий друг от друга ноль: размеры примерно одни и те же, пассажиров на борт берут схожее количество. И разгоняются одинаково вяло — по крайней мере, с точки зрения водителей легковушек, чертыхающихся, если приходится плестись за автобусом или трамваем.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Российский трамвай КТМ-23
Российский трамвай КТМ-23
Artem Svetlov, Wikipedia. CC2.0

Но если изучить их технические характеристики, становится очевидна разница.

Автобус против трамвая

Сначала сравним мощность двигателей. На ЛиАЗе стоит дизель мощностью 154 кВт. На КТМ четыре электродвигателя, каждый по 50 кВт — итого 200 кВт. То есть, трамвай мощнее примерно на треть.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Автобус ЛиАЗ-4292
Автобус ЛиАЗ-4292
(с) Правительство Москвы
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Однако он ещё и в два с лишним раза тяжелее. ЛиАЗ-4292 в снаряженном состоянии весит чуть больше 9 тонн, а КТМ-23 целых 22. Значит, по показателю энерговооружённости ЛиАЗ выигрывает, что даёт более динамичный разгон. В жизни водители автобусов не «топят» педаль газа в пол, а стартуют плавно, чтобы не создавать дискомфорт для пассажиров.

Зато трамвай берёт на борт в 1,5 раза больше пассажиров. Его номинальный предел составляет 127 человек, а у автобуса только 75. Но в максимуме трамвай может везти целых 187 человек, если поставить их вплотную друг к другу, разместив по 8 человек на каждом квадратном метре пола

Но электромоторы трамвая более тяговитые, чем ДВС автобуса, особенно на низких оборотах. Поэтому КТМ способен брать более крутой подъём, более 35 градусов, в то время как у ЛиАЗа гарантируется только 20 градусов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

И самый дерзкий вопрос: кто кого перетянет, если автобус и трамвай сцепить? Мы провели расчёты и обнаружили, что в этом соревновании они будут примерно на равных. Трамвай на треть мощнее и тяжелее, что даёт ему преимущество. Но автобус более цепко держится за асфальт резиновыми колёсами, а стальные колёса трамвая могут проскальзывать по стальным же рельсам. В результате оба транспортных средства способны развивать примерно одинаковую силу тяги.

Итак, автобус более динамичен, но трамвай более мощный и грузоподъёмный, а по силе тяги они примерно равны. Так что ответ на вопрос «кто сильнее?» будет ясен лишь после реальных тестов.