Кто сильнее: автобус или трамвай? Вопрос, который ставит экспертов в тупик
![Кто сильнее: автобус или трамвай? Вопрос, который ставит экспертов в тупик Кто сильнее: автобус или трамвай? Вопрос, который ставит экспертов в тупик](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/83a/83ac98696accbacdc4dfb38f9d1ea1d5_ce_1024x683x0x0_cropped_510x340.webp)
Оба часто попадаются на улицах российских городов и их можно назвать «среднестатистическим» трамваем и автобусом. На первый взгляд, отличий друг от друга ноль: размеры примерно одни и те же, пассажиров на борт берут схожее количество. И разгоняются одинаково вяло — по крайней мере, с точки зрения водителей легковушек, чертыхающихся, если приходится плестись за автобусом или трамваем.
![Российский трамвай КТМ-23 Российский трамвай КТМ-23](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/743/743319a0d5d748deb07c6ea3ce96681c_cropped_510x351.webp)
Но если изучить их технические характеристики, становится очевидна разница.
Автобус против трамвая
Сначала сравним мощность двигателей. На ЛиАЗе стоит дизель мощностью 154 кВт. На КТМ четыре электродвигателя, каждый по 50 кВт — итого 200 кВт. То есть, трамвай мощнее примерно на треть.
![Автобус ЛиАЗ-4292 Автобус ЛиАЗ-4292](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/7bb/7bb8bcb5eb18525fa63fc13e9e082308_cropped_510x255.webp)
Однако он ещё и в два с лишним раза тяжелее. ЛиАЗ-4292 в снаряженном состоянии весит чуть больше 9 тонн, а КТМ-23 целых 22. Значит, по показателю энерговооружённости ЛиАЗ выигрывает, что даёт более динамичный разгон. В жизни водители автобусов не «топят» педаль газа в пол, а стартуют плавно, чтобы не создавать дискомфорт для пассажиров.
Зато трамвай берёт на борт в 1,5 раза больше пассажиров. Его номинальный предел составляет 127 человек, а у автобуса только 75. Но в максимуме трамвай может везти целых 187 человек, если поставить их вплотную друг к другу, разместив по 8 человек на каждом квадратном метре пола
Но электромоторы трамвая более тяговитые, чем ДВС автобуса, особенно на низких оборотах. Поэтому КТМ способен брать более крутой подъём, более 35 градусов, в то время как у ЛиАЗа гарантируется только 20 градусов.
И самый дерзкий вопрос: кто кого перетянет, если автобус и трамвай сцепить? Мы провели расчёты и обнаружили, что в этом соревновании они будут примерно на равных. Трамвай на треть мощнее и тяжелее, что даёт ему преимущество. Но автобус более цепко держится за асфальт резиновыми колёсами, а стальные колёса трамвая могут проскальзывать по стальным же рельсам. В результате оба транспортных средства способны развивать примерно одинаковую силу тяги.
Итак, автобус более динамичен, но трамвай более мощный и грузоподъёмный, а по силе тяги они примерно равны. Так что ответ на вопрос «кто сильнее?» будет ясен лишь после реальных тестов.