Как люди отреагировали на смерть Сталина? Прочтите эти воспоминания!
5 марта 1953 года умер великий человек — композитор Сергей Сергеевич Прокофьев. Однако общественность охватила тревожность из-за другой причины. Именитые певцы сочиняли комплиментарные песни вождю (а потом жалели об этом), сильнейшие поэты посвящали правителю стихи (иногда не очень комплиментарные), но смерть с косой пришла ко всем. Персона Иосифа Сталина все еще вызывает неоднозначные эмоции и мысли, но началось все, вероятно, прямо в день его смерти — 5 марта 1953 года, 21 час 50 минут.
Смерть Сталина
За несколько дней до кончины Иосифа Джугашвили («Сталин» — псевдоним), всем членам ЦК КПСС разослали срочные вызовы в Москву — для участия в пленуме, чью повестку, однако, не озвучили. Это было 3 марта, а уже 4 числа в газете «Правда» появился «Бюллетень о состоянии здоровья И. В. Сталина на 2 часа 4 марта 1953 г.». Современник событий и историк Сергей Дмитриев записал тогда в своем дневнике:
«Утром почувствовалось в радиопередачах смятение, появилась грустная музыка вместо обычных порядковых передач. Передавать урок физкультуры по радио не стали. Стали передавать печальную музыку. Бородина, струнный квартет Глазунова, Грига и т. д. Так шло 7ч. до 8 ч. И снова вместо обзора "Правды" и ее передовицы опять такая же музыка. Я сказал нашим, что, видимо, последует важное неожиданное сообщение о смерти кого-либо из членов ЦК или другого высокого органа»
5 марта Иосиф Сталин умер. «...Нет, не выжил! О радость и торжество! Наконец-то рассеется долгая ночь над Россией. Только – Боже оборони обнаружить свои чувства: кто знает, как еще обернется? <...> Ссыльные, встречаясь, не смеют высказывать свои надежды, но уже не таят повеселевшего взгляда. Трижды ура!», — заметил в то время писатель и переводчик Олег Волков.
С подсказки Л. П. Берии председателем Совета министров СССР утвердили Г. М. Маленкова, а он уже без обсуждения назвал имена членов высшего политического руководства страны. Сотрудник Министерства госбезопасности Ф. Д. Бобков вспоминал:
«5 марта близко стоявший к медицине начальник
отдела В. Иванов, возвращаясь с доклада от начальника Управления, зашел в мой кабинет и сообщил нам (нас было человек пять) о том, что Иосиф Виссарионович скончался. Это было около пяти часов вечера. До официального сообщения было еще далеко».
«Все сейчас молчат в тревоге за то, кого посадят на место Сталина, за то, когда можно у нас за негопосадить. Осталось стадо без пастыря, а волки приглядываются к овцам», — записал в дневнике писатель Михаил Пришвин.
Официальное сообщение о смерти политика прозвучало в шесть часов утра 6 марта и также появилось в газете «Правда». «Как у нас принято "за упокой" не может кончаться ни одно выступление, даже некролог, так и это сообщение говорило не столько о заслугах Сталина, сколько о роли "великой коммунистической партии Советского Союза" и кончалось за здравие великой советской родины», – иронизировала в дневнике ленинградка Любовь Шапорина.