Зачем нас заставляют доставать ноутбуки на досмотре в аэропорту?

Почему всякий раз, когда мы проходим через рамку на пункте досмотра в аэропорту, нас заставляют достать и включить ноутбук?
Зачем нас заставляют доставать ноутбуки на досмотре в аэропорту?
Getty images

Любой, кто путешествовал по воздуху за последние десять лет, знает, насколько сильный стресс может вызвать простой визит в аэропорт. Вы приехали за несколько часов до вылета, но и этого оказалось недостаточно. Служба безопасности, кажется, делает всё возможное, чтобы максимально замедлить ваше продвижение. И в довершение всего вас встречает неприятная просьба: «Ноутбуки из сумок, пожалуйста».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но какое отношение ваш ноутбук имеет к безопасности? Давайте разбираться

День, навсегда изменивший авиаперевозки

Подход к безопасности в аэропортах резко изменилась после терактов в США 11 сентября 2001 года. До 11 сентября вы могли пройти через охрану с ручной кладью, полной всего, что может понадобиться для отпуска, включая нож с лезвием в десять сантиметров. Именно так злоумышленники пронесли на борт все свое оружие 11 сентября.

После этой памятной даты процессы досмотра по всему миру изменились за одну ночь. В США частные охранники, получающие минимальную заработную плату, были заменены федеральной программой с высококвалифицированным персоналом службы безопасности. Все, что можно было считать оружием, было конфисковано.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По всему миру от путешественников внезапно потребовали снять обувь, ремни и верхнюю одежду, а также вынести телефоны, ноутбуки, жидкости и все остальное, что можно было использовать как часть самодельного взрывного устройства.

Это длилось несколько лет. Со временем были разработаны более совершенные методы проверки для эффективного выявления определенных угроз. Сегодня в некоторых странах не требуется снимать обувь при прохождении контроля безопасности.

Так почему же вы все еще должны вынимать свой ноутбук?

Как изменялись сканеры в аэропортах

Машина, через которую проходят ваши сумки и устройства, — это рентгеновский аппарат. Основная причина, по которой вы должны вынуть свой ноутбук из сумки, заключается в том, что его батарея и другие механические компоненты слишком плотные для эффективного проникновения рентгеновских лучей, особенно если система сканирования устарела. То же самое касается шнуров питания и других устройств, таких как планшеты и камеры.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

С этими предметами в вашей сумке сотрудники службы безопасности не могут использовать изображение на экране, чтобы определить, присутствует ли внутри клади что-то опасное. Им придется пометить сумку для физического обыска, что еще сильнее замедлит процедуру досмотра. Будет проще, если все устройства будут удалены в первую очередь.

Ноутбук в сумке также может скрывать от глаз другие предметы, которые могут быть опасными. Отдельное сканирование позволяет увидеть внутренние компоненты на экране. В некоторых случаях вас могут попросить включить его, чтобы доказать, что это действительно работающий компьютер, а не замаскированный муляж.

Благодаря новейшей технологии сканирования в нескольких проекциях сотрудники службы безопасности могут осматривать сумку под разными углами, чтобы выявить тайник или подмену. Например, недобросовестные пассажиры пытались смешивать детали оружия с другими механическими деталями, чтобы пройти проверку багажа.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В некоторых аэропортах введено 3D-сканирование, которое позволяет путешественникам пропускать свои сумки через систему безопасности, не вынимая ноутбуки. Если вас не просят достать ноутбук, возможно, это связано с тем, что используется одна из этих более дорогих систем.

Тем не менее, развитие технологии пока не в силах устранить задержки пассажиров, вызванные проверками в аэропортах. В конечном счете, главная проблема заключается в скорости, с которой сотрудники просматривают изображения на экране (что, в свою очередь, определяет скорость конвейерной ленты).

Если мы не найдем способ автоматизировать весь процесс и запустить его с минимальным человеческим контролем, задержки будут становиться лишь дольше.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А что насчет сканеров тела?

Но не только ваши сумки проверяют в службе безопасности аэропорта. Вас просвечивают точно так же, как и ручную кладь.

Высокая рама, через которую вы проходите, — это металлоискатель. Его цель — обнаружить любое оружие или другие незаконные предметы, которые могут быть спрятаны под вашей одеждой. Металлоискатели в аэропортах используют неионизирующее излучение, то есть не излучают рентгеновские лучи.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

С другой стороны, более крупные сканеры тела представляют собой именно разновидность рентгеновского аппарата. Они могут быть активными или пассивными, или их комбинацией.

Пассивные сканеры просто обнаруживают естественное излучение, испускаемое вашим телом, а также любые объекты, которые могут быть скрыты. Активные сканеры излучают низкоэнергетическое излучение, чтобы создать скан вашего тела, который затем можно проанализировать.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Тип машины, через которую вы пройдете, будет зависеть от того, в какой точке мира вы находитесь. Например, один тип активного сканера тела, который излучает рентгеновские лучи в так называемой «технологии обратного рассеяния», широко используется в США, но запрещен в Австралии и Европейском союзе, где можно использовать только неионизирующую технологию.

Другой тип сканера излучает миллиметровые волны с более низкой энергией вместо рентгеновских лучей для изображения пассажира. Частоты миллиметровых волн считаются неионизирующим излучением.

ИИ в аэропортах

Кажется, в последнее время ИИ окружает нас повсюду, и наши аэропорты не исключение. Достижения в области систем искусственного интеллекта способны изменить будущее безопасности аэропортов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На данный момент выявлять потенциальные угрозы в отсканированных изображениях должны люди. Но что, если бы продвинутый ИИ был обучен делать это с помощью базы данных изображений? В таком случае мы сэкономили бы прорву времени.

Некоторые аэропорты уже используют передовые компьютерные томографы (КТ) для создания 3D-изображений высокой четкости. В будущем эта технология может быть усовершенствована за счет искусственного интеллекта, чтобы обнаруживать угрозы гораздо быстрее.

Гипотетически компьютерная томография также может быть использована как для людей, так и для их багажа. Может, это позволит нам проходить через рамку, не складывая сумки и одежду в палеты?

Что ж, возможно, однажды этот день настанет. А до тех пор — постарайтесь не опаздывать на рейс!