Зачем стюардессе топор: краткий ликбез по аварийно-спасательному оборудованию самолета

Наверняка во время посадки в самолет вы замечали, что на некоторых полках есть надпись «Не для багажа», они всегда закрыты, и бортпроводники запрещают размещать там вещи даже в том случае, если эти полки полупустые, а все остальные заняты. Причина проста: на них расположено бортовое аварийно-спасательное оборудование, и ничто не должно мешать доступу к нему в случае необходимости. Так что же именно находится на багажных полках?
Зачем стюардессе топор: краткий ликбез по аварийно-спасательному оборудованию самолета
Unsplash

Огнетушители: водные и химические

Водным в самолете можно потушить, пожалуй, только кресло и ковролин на полу – все остальное тушится только химическим огнетушителем. В случае возникновения пожара за обшивкой салона, где располагается проводка, понадобится еще и топор, чтобы отогнуть ее и разрядить огнетушитель в очаг возгорания. Во время предполетной проверки необходимо убедиться в исправности всех огнетушителей, учитывая индивидуальные особенности каждого.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Огнеупорные перчатки

По правилам безопасности бортпроводники обязаны приступать к тушению пожара только в огнеупорных перчатках, которые выдерживают температуру до 600 градусов по Цельсию. Перед рейсом нужно проверить их целостность и санитарное состояние.

Дымозащитные капюшоны

Также необходимы экипажу при тушении пожара в условиях задымления. Их несколько видов, и каждый имеет свои особенности: капюшоны по-разному надеваются и приводятся в действие, у каждого своя индикация исправности и упаковка. Но задача у всех общая: защитить от отравляющих веществ, высокой температуры и обеспечить кислородом. Время работы капюшона составляет 15-20 минут. Перед посадкой пассажиров бортпроводники контролируют наличие пломб, целостность упаковки, цвет индикатора исправности.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Архивы пресс-службы

Кислородные баллоны

Используются для оказания терапевтической помощи пассажирам или коллегам, а также при разгерметизации. Бывают разного объема и имеют два режима подачи кислорода: 4 литра в минуту (для взрослого человека) и 2 литра в минуту (для ребенка). Перед взлетом экипаж убеждается в том, что все кислородные баллоны заправлены: давление по манометру должно быть не ниже 1500 psi, а также к каждому баллону должна быть присоединена кислородная маска.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кресло-коляска

Специальное кресло, предназначенное для перемещения маломобильных пассажиров по салону самолета. Оно заметно уже обычной инвалидной коляски, чтобы свободно умещаться в проходе между креслами. Используется бортпроводниками в том случае, когда маломобильному пассажиру необходимо воспользоваться уборной.

Переносной аварийный радиомаяк, радиобуй

Устройство, передающее сигнал бедствия. Используется в случае аварийной посадки вне аэродрома, приводнения. Обнаружить самолет помогает международная система «Коспас-Сарсат»: сигнал от радиомаяка поступает на спутник, оттуда он транслируется на станции приема и обработки информации на земле, после чего моментально определяется местоположение радиомаяка, куда тут же направляются спасатели. На спутниковой частоте радиомаяк может работать 24 часа, причем как на суше, так и в воде, при значительно высоких и низких температурах.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Unsplash

Мегафон

Необходим в аварийной ситуации для оповещения пассажиров, организации эвакуации, сбора на безопасном от самолета расстоянии (не менее 100 метров). Количество мегафонов в самолете зависит от количества кресел.

Бортовые аптечки

Загружаются на борт из расчета 1 аптечка на 100 пассажиров. Бывают трех видов, подробно о каждом мы уже рассказывали в одном из предыдущих материалов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Также на полках, что «не для багажа», размещены демонстрационные комплекты, детские и запасные спасательные жилеты и ремни безопасности, удлинительные ремни – словом, все, что должно быть под рукой как в штатной, так и в нештатной ситуации.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
АУЦ "Волга-Днепр"

Во время предполетной проверки воздушного судна бортпроводники контролируют присутствие всего необходимого аварийно-спасательного оборудования на штатных местах, проверяют прочность крепления, наличие пломб, обращают внимание на сроки годности и даты проверок, убеждаются в отсутствии каких-либо дефектов, пересчитывают количество ремней и спасательных жилетов, чтобы все соответствовало схеме размещения аварийно-спасательного оборудования. Кстати, в каждом самолете эта схема разная.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Итак, экипаж просит пассажиров не размещать ручную кладь на закрытых полках не просто так. Сумки помешают воспользоваться оборудованием в случае необходимости, могут его повредить, и безопасность полета окажется под угрозой. Требование распространяется не только на пассажиров, но и на экипаж: если во время стоянки на борт поднимется сотрудник контролирующих органов с проверкой и найдет посторонние предметы на полках с аварийно-спасательным оборудованием, авиакомпанию ждут неприятные санкции.