Как угнать разом 1000 машин: учитесь у Северной Кореи
Это было процветающее государство, пусть это процветание и строилось совместными усилиями СССР и КНР. Страна переживала расцвет и казалась очень привлекательным рынком, при этом практически пустым. На который с интересом поглядывали шведские предприниматели.
В начале 1970-х шведы первыми из западных стран пришли к северокорейскому правительству, предложив свои товары для бурно развивающейся экономики, и последние с радостью согласились. Начались поставки: из Европы везли заводские станки, другое оборудование и... автомобили. В период до 1974 года около 1000 легковых автомобилей модели Volvo 144 оказались в Северной Корее.
Всего шведские компании передали партнерам продукции более чем на $300 миллионов. Дела шли так хорошо, что бизнес обратился к правительству с просьбой открыть посольство в Пхеньяне.
Дипломаты первыми обнаружили подвох
Анализируя экономику Северной Кореи, они обнаружили, что цифры не сходятся: у страны не было средств, чтобы оплатить счета за поставленное в кредит оборудование.
Закономерно, в 1975 году корейцы перестали платить по счетам. Завезенные станки по сей день, видимо, ржавеют в портовых складах, написал уже в 2000-х в своих мемуарах Эрик Корнелл, шведский дипломат, возглавлявший в семидесятых посольство в Корее.
А вот шведские автомобили корейцам очень понравились. Более того — хвала качеству Volvo — они служат до сих пор и используются для приема иностранцев.
Американский журналист Урбан Лехнер в конце 1980-х писал о своей рабочей поездке в Пхеньян: «У вас был переводчик, водитель и Volvo, и вы были семьей на две недели».
Он слышал историю о том, что ездит, фактически, на украденной машине. Шведское правительство раз в два года напоминает корейскому о долге, но то отмалчивается.
От самой же машины у него остались самые лучшие воспоминания: «Честно говоря, это были отличные машины. Даже когда вы пускались в слалом по пяти полосам, они оставались безопасными».