Как угнать разом 1000 машин: учитесь у Северной Кореи

Среди китайских, советских и корейско-советских машин, колесящих по дорогам этой страны, нередко попадаются шведские Volvo 144. Именно эта модель, выпускавщаяся в конце шестидесятых, одна-единственная.
Как угнать разом 1000 машин: учитесь у Северной Кореи
Tanya L. Procyshyn / NPR
В начале 1970-х Северная Корея выглядела совсем не так, как сейчас.

Это было процветающее государство, пусть это процветание и строилось совместными усилиями СССР и КНР. Страна переживала расцвет и казалась очень привлекательным рынком, при этом практически пустым. На который с интересом поглядывали шведские предприниматели.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В начале 1970-х шведы первыми из западных стран пришли к северокорейскому правительству, предложив свои товары для бурно развивающейся экономики, и последние с радостью согласились. Начались поставки: из Европы везли заводские станки, другое оборудование и... автомобили. В период до 1974 года около 1000 легковых автомобилей модели Volvo 144 оказались в Северной Корее.

Всего шведские компании передали партнерам продукции более чем на $300 миллионов. Дела шли так хорошо, что бизнес обратился к правительству с просьбой открыть посольство в Пхеньяне.

Дипломаты первыми обнаружили подвох

Анализируя экономику Северной Кореи, они обнаружили, что цифры не сходятся: у страны не было средств, чтобы оплатить счета за поставленное в кредит оборудование.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
В 2010 году иностранный турист сделал снимок Volvo 144 в Пхеньяне
В 2010 году иностранный турист сделал этот снимок: автомобиль был выделен ему на все время визита в Пхеньян в комплекте с водителем и переводчиком.
Roman Harak / NPR
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Закономерно, в 1975 году корейцы перестали платить по счетам. Завезенные станки по сей день, видимо, ржавеют в портовых складах, написал уже в 2000-х в своих мемуарах Эрик Корнелл, шведский дипломат, возглавлявший в семидесятых посольство в Корее.

А вот шведские автомобили корейцам очень понравились. Более того — хвала качеству Volvo — они служат до сих пор и используются для приема иностранцев.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Американский журналист Урбан Лехнер в конце 1980-х писал о своей рабочей поездке в Пхеньян: «У вас был переводчик, водитель и Volvo, и вы были семьей на две недели».

«Volvo 1973 года выпуска с визгом проносится по крутым поворотам, перескакивая с первой полосы на пятую и назад. В другой стране это было бы самоубийством, но в Северной Корее так мало машин, что можно считать всю дорогу своей».
Урбан Лехнер Американский журналист, побывавший в Северной Корее в 1989 г.

Он слышал историю о том, что ездит, фактически, на украденной машине. Шведское правительство раз в два года напоминает корейскому о долге, но то отмалчивается.

От самой же машины у него остались самые лучшие воспоминания: «Честно говоря, это были отличные машины. Даже когда вы пускались в слалом по пяти полосам, они оставались безопасными».