Поцелуй на Таймс-сквер: какая история скрывается за культовой фотографией моряка и медсестры

Простой моряк, целующий любимую девушку на Таймс-сквер в Нью-Йорке? А вот и нет! За этим легендарным снимком скрывается совсем другая история.
Поцелуй на Таймс-сквер
Поцелуй на Таймс-сквер
WikiCommons / Альфред Эйзенштадт
Снимок «Поцелуй на Таймс-сквер» фотокорреспондента журнала Life Альфреда Эйзенштадта стал символом XX века. Раскрываем подборности исторического фото и рассказываем, почему оно стало так популярно.

В оригинале снимок с целующейся у всех на глазах парой называется вовсе не так, как его принято переводить на русский. Оригинальное название — не «Поцелуй на Таймс-сквер», а «V-J Day in Times Square» («День победы на Таймс-сквер»). На самом деле, эта символичная фотография была сделана 14 августа 1945 года — в день принятия условий капитуляции Японией, что означало конец Второй мировой войне.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

О долгожданной победе американскому народу объявил президент Трумэн — счастливая новость моментально разлетелась по всем Штатам. Люди толпами выплывали на улицы, ликуя и не сдерживая эмоций. Больше всего радовались молодые моряки — главные бойцы Тихоокеанского фронта. Когда кончилась война, многие из них не сразу поняли, что случилось. Незнакомые прохожие останавливали их, обнимали и сообщали главную новость. Реакция была одна — слезы и осознание того, что больше на фронт можно не возвращаться.

Служащие, поддавшись массовой эйфории, праздновали победу вместе со всей страной.

Как вспоминали очевидцы и журналисты, освещавшие те события, 14 августа на улицах было очень много поцелуев. Незнакомые друг другу люди обнимались и целовались у всех на виду — накопившиеся чувства выплескивались наружу без лишней скромности. Один из таких моментов как раз и удалось запечатлеть фотокорреспонденту Альфреду Эйзенштадту.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

История одного поцелуя

Среди многочисленных лиц, фонового шума и быстро меняющихся событий журналист издания Life Альфред Эйзенштадт, стараясь не привлекать внимания людей, множество раз спускал кнопку затвора своей незаметной 35-миллиметровой камеры Leica III. Он не жалел пленки в попытках поймать как можно больше живых эпизодов, чтобы выбрать одну достойную фотографию для полосы.

По воле случая в тот день журналисту повезло стать свидетелем спонтанного и яркого события: один статный моряк, которого явно переполняли эмоции, внезапно подбежал к медсестре в белом халате, прижал ее к себе и на несколько секунд прильнул к ее губам. Заметив эту сцену, Эйзенштадт повернулся и успел сделать ровно четыре снимка. На удивление один из них получился крайне удачным. Выигрышными оказались все параметры — и герои, и композиция, и баланс черно-белых оттенков.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Вот как сам журналист вспоминал тот иницдент:
«На Таймс-сквер в День победы я увидел бегущего по улице моряка, притягивающего к себе всех без исключения идущих навстречу женщин. Не имело значения, были они старыми или молодыми, полными или худыми. Я бежал впереди него со своей Leica, оглядываясь через плечо, но ни один из возможных снимков мне не нравился. И тут внезапно я увидел, как он схватил что-то белое. Я обернулся и щелкнул: в этот момент моряк целовал медсестру. Если бы она была одета в темное платье, я бы никогда не сделал эту фотографию. Как и если бы моряк был в белой форме».

На следующий день снимок Эйзенштадта был напечатан на развороте свежего номера Life: его включили в подборку других фотографий с целующимися парами, но поместили на отдельную полосу. Вскоре кадр принес своему автору невероятную известность. Люди говорили, что после смерти Эйзенштадта будут вспоминать именно по этой «культурной иконе», ставшей символом эпохи.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По сути, так и произошло, несмотря на то, что у коммерческого фотографа были и другие не менее знаменитые работы, например, снимок встречи Гитлера и Муссолини, сделанный в 1934 году. Вскоре «Поцелуй» стали перепечатывать, тиражировать, наносить на одежду, делать вариации и копии. Фотография «ушла в народ» и даже стала прототипом для скульптуры на Таймс-сквер.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Гитлер и Муссолини
Гитлер и Муссолини
Time Inc. / Альфред Эйзенштадт
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Поиск героев: взгляд со стороны действующих лиц

Альфред Эйзенштадт не успел спросить имена у героев своей фотографии, а потому их личности не были точно установлены. Только когда журналисты взялись за расследование (примерно 60-е годы), выяснилось, что с большей вероятностью той самой девушкой могла оказаться медсестра Эдит Шейн. В 1945-ом она работала ассистентом стоматолога в клинике на Таймс-сквер, а в тот самый день, когда было сделано фото, как раз ненадолго выбежала из здания посмотреть, что происходит. Именно тогда ее поцеловал незнакомый моряк, после чего растворился в толпе, ничего не сказав. Событие стало для мисс Шейн настоящей неожиданностью. В интервью она сказала, что запомнила лишь сильные руки случайного парня, а вот о поцелуе вспомнить не могла.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Моряка оказалось найти сложнее — им мог быть буквально любой мужчина в тельняшке! В список наиболее вероятных кандидатов попали Карл Мускарелло (есть данные, что в тот день на фото его узнала мать), Джордж Мендоса и некий Гленн Макдаффи. К слову, прямое отношение Макдаффи к снимку удалось подтвердить благодаря судебной экспертизе, но публика фактам не поверила.

За несколько часов до того, как оказаться в объективе журналиста, моряк находился в отпуске и проводил время с возлюбленной в концертном зале Radio City. Услышав сообщение об окончании войны, молодой человек вылетел на оживленную площадь и поцеловал стоявшую неподалеку медсестру в белом. Вероятно, поцелуй был неосознанным. Позже мужчина признался, что это был акт благодарности военным санитаркам за границей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Прощальный поцелуй войне
Прощальный поцелуй войне
US archives / Виктор Йоргенсен

Интересные факты:

  • Свидетельницей поцелуя на Таймс-сквер стала любимая девушка моряка - на фотографии ее можно заметить за головой служащего. Журналистам она рассказала, что ревности не испытывала, тогда все казалось ей прекрасным, как в тумане. На отношения пары случай не повлиял.
  • «Поцелуй на Таймс-сквер» — не единственная фотография, на которой запечатлены моряк и медсестра. С другого ракурса ту же сцену снял еще один фотограф, журналист ВМФ США Виктор Йоргенсен. Снимок с подписью «Прощальный поцелуй войне» был опубликован в газете The New York Times.