Самолеты специально делают несимметричными: правда или миф

Если кратко, то да. Это нужно, чтобы скомпенсировать силы, созданные воздушным винтом, из-за которых самолет все время тянет в одну сторону, а фигуры высшего пилотажа в одну сторону выполняются легче, чем в другую.
Рома Назаров
Рома Назаров
Самолеты специально делают несимметричными: правда или миф
(c) baron58 | Wikipedia
Влияние пропеллера на самолет гораздо сложнее, чем может себе представить человек, далекий от физики.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Реактивный момент

Проще всего понять, как работает реактивный момент винта. Воздух создает сопротивление его быстрому вращению, а мотор - силу тяги, преодолевающую это сопротивление. В полете эти силы уравновешивают друг друга.

К примеру, если винт вращается по часовой стрелке, то мотор создает момент силы, направленный по часовой стрелке, а сопротивление воздуха обратный момент, действующий против часовой стрелки, который стремится завалить самолет через левое крыло. Из-за этого самолеты с правым винтом фигуру «бочка» охотнее делают влево, чем вправо, а самолеты с левым винтом наоборот.

соосных винтов
У соосных винтов этот эффект выражен в меньшей степени.
(c) Михаил Фетисов | Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Закручивание потока

Возьмем, опять же, винт правого вращения. Когда лопасть пробегает правый полукруг (движется вниз), то воздушный поток с него сбегает не прямо назад, а назад-вниз. А лопасть, пробегающая левый полукруг, наоборот, отбрасывает воздух назад-вверх. Поэтому левое и правое крыло, а также хвостовое оперение обдуваются по разному с правой и левой стороны.

Наклон самого винта

У самолетов с хвостовым костылем ось пропеллера наклонена относительно потока воздуха.
У самолетов с хвостовым костылем ось пропеллера наклонена относительно набегающего потока воздуха.
(c) Onni Kilpelainen | Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Многие небольшие самолеты оборудованы шасси с хвостовым костылем. Когда такой самолет катится по земле, ось его пропеллера наклонена относительно набегающего потока воздуха. Из-за этого лопасти режут поток воздуха под разным углом. Если винт вращается по часовой стрелке, то лопасть, которая описывает правый полукруг, режет поток с большим углом атаки, чем та лопасть, что описывает левый полукруг.

Гироскопический эффект

Наконец, винт, как любой быстро вращающийся предмет, создает «эффект волчка», или гироскопический эффект. Из-за него самолет стремится повернуть вбок, когда пилот задирает или опускает нос, и наоборот – если пытаться повернуть его вбок, у него самопроизвольно задирается или опускается нос, в зависимости от направления поворота.

Чтобы хотя бы отчасти скомпенсировать эти силы, авиаконструкторам и приходится делать самолеты чуть несимметричными.