Что нужно знать про крушение Boeing 787 Dreamliner и как выжил пассажир на месте 11A

Крушение самолета Boeing 787 Dreamliner в Индии стало первым крупным инцидентом с этой моделью. Случившееся подорвало многолетнюю репутацию надежного авиалайнера. Что известно о конструкции самолета, как авария отразится на Boeing и почему выжил пассажир на месте 11A?
Юрий Гандрабура
Юрий Гандрабура
Журналист-переводчик
Что нужно знать про крушение Boeing 787 Dreamliner и как выжил пассажир на месте 11A
aviation-images.com/Universal Images Group Editorial/Getty Images

12 июня 2025 года самолет компании Air India должен был вылететь в Лондон. Вскоре после взлета из Ахмедабада лайнер разбился. Погиб 241 человек. Это самая серьезная авиакатастрофа за последние 11 лет и первое смертельное происшествие с участием именно модели Boeing 787 Dreamliner.

Самолет ранее считался одной из самых безопасных моделей, а теперь оказался в центре общественного внимания и регуляторного контроля.
Руины рейса Air India AI171 в Ахмедабаде, Индия, 12 июня 2025 года. /
Руины рейса Air India AI171 в Ахмедабаде, Индия, 12 июня 2025 года. /
Siddharaj Solanki/Bloomberg
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Boeing 787 Dreamliner: что нужно знать про самолет

Dreamliner — ключевой проект компании Boeing.

  1. В конструкции модели Boeing 787 Dreamliner широко используют углепластики: более 50% корпуса выполнены из композитных материалов, что снижает вес и расход топлива.
  2. Также система электроснабжения самолета построена на литий-ионных батареях — раньше для этого использовались турбины. Это обеспечило рекордно низкий уровень выбросов CO₂ и топливных затрат.
  3. Так, с момента запуска в 2011 году Dreamliner прошел строгую сертификацию FAA и имел хорошую репутацию.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Однако в первые годы эксплуатации фиксировались инциденты с перегревом батарей, из-за чего в 2013 году флот временно отозвали. После этого компания Boeing усилила защиту аккумуляторов и провела дополнительные тесты.

До трагедии 2025 года в Индии не было ни одного случая гибели пассажиров на борту 787.

Что эксперты говорят про крушение в Индии

Западные специалисты подчеркивают: крушения редко связаны с одной проблемой. Чаще всего — это цепочка факторов, которые усугубляют друг друга.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Именно взлет считают самой критичной фазой полета: авиалайнер очень близок к земле, а времени на устранение неисправностей мало.

Расследование после крушения 2025 года будет опираться на «черные ящики», переговоры пилотов, данные с радаров и осмотр обломков, — пишут журналисты.

Если обнаружится системная неисправность, возможно ограничение на полеты всей модели, как это было с Boeing 737 Max.
REUTERS/Amit Dave
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

История Boeing 787 Dreamliner

Хотя Boeing 787 Dreamliner безопасен, его история не безупречна. Помимо батарей, эксперты сообщали о проблемах с топливной системой, проводкой и фиксаторами.

  • Например, в 2024 году инженер Boeing обвинил компанию в нарушениях при сборке фюзеляжа: зазоры между сегментами якобы заполнялись с нарушениями, что могло повлиять на прочность самолета.
  • Сегодня в мире эксплуатируется более 1 100 лайнеров Dreamliner. Основные заказчики — ANA, United и American Airlines.

При этом модель важна для бизнеса компании Boeing: на нее приходится большая часть выручки в условиях, когда модель 737 Max по-прежнему под пристальным надзором. Предполагается, что крах Dreamliner может повлиять на имидж всей компании в развивающихся рынках, особенно в Азии, где спрос на дальнемагистральные лайнеры растет, — отмечают специалисты.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Так, на фоне конкуренции с Airbus (европейская компания активно продвигает A350) любая потеря доверия к Dreamliner может означать миллиардные убытки.

Это особенно актуально при учете того, что второй рынок мира Китай до недавнего времени отказывался от закупок Boeing из-за тарифных войн с США.
REUTERS/Adnan Abidi
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Безопасное место 11А в самолете Boeing 787 Dreamliner

Единственный выживший в катастрофе в Индии пассажир сидел на месте 11A. Он был рядом с аварийным выходом и покинул самолет за секунды до того, как лайнер загорелся.

Случай вызвал волну домыслов о «магическом» кресле 11A. Однако эксперты предупреждают: универсально безопасного места в самолете не существует. Все зависит от конфигурации лайнера, характера аварии и поведения пассажира.

  1. Профессор авиационной безопасности Митчелл Фокс пояснил: каждое крушение уникально, а выживаемость нельзя прогнозировать по номеру места.
  2. В данном случае место 11A оказалось удачным лишь потому, что кресло располагалось рядом с аварийным выходом, который был доступен и работал исправно.
  3. С другой стороны, другая сторона самолета врезалась в здание — и другой выход оказался заблокирован.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По словам Рона Бартша из австралийской компании AvLaw, кресло 11A было самым безопасным только «на этой конфигурации Boeing 787». На других рейсах это может быть иное место.

Между тем исследование Popular Mechanics 2007 года показало: у пассажиров в хвостовой части шансов выжить больше.

Некоторые эксперты считают, что зона над крыльями более устойчива при аварийной посадке. Однако такие обобщения работают не всегда: при взрыве панели на Boeing 737 Max в 2024 году пострадало кресло у окна — к счастью, оно было пустым.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • Также часто обсуждается, стоит ли выбирать место у прохода: оно может ускорить эвакуацию, но увеличивает риск получить удар багажом. Все это — лишь теоретические расчеты. Главное — поведение самого человека.

Авиаспециалисты сходятся в одном: именно внимание к технике безопасности повышает шансы на выживание.

  • Знание ближайшего выхода, правильная поза при аварии, отказ от ручной клади при эвакуации — эти простые действия спасли всех 379 человек на борту японского рейса в январе 2024 года, когда самолет столкнулся с другим воздушным судном.

По словам Митчелла Фокса, современные лайнеры оборудованы множеством систем, которые повышают шансы на спасение: от подсветки на полу до негорючих материалов и автоматического тушения пожара.

Именно цепочка факторов, а не номер кресла, часто определяет, кто выживет в случае катастрофы.