12 июня 2025 года самолет компании Air India должен был вылететь в Лондон. Вскоре после взлета из Ахмедабада лайнер разбился. Погиб 241 человек. Это самая серьезная авиакатастрофа за последние 11 лет и первое смертельное происшествие с участием именно модели Boeing 787 Dreamliner.
Что нужно знать про крушение Boeing 787 Dreamliner и как выжил пассажир на месте 11A


Boeing 787 Dreamliner: что нужно знать про самолет
Dreamliner — ключевой проект компании Boeing.
- В конструкции модели Boeing 787 Dreamliner широко используют углепластики: более 50% корпуса выполнены из композитных материалов, что снижает вес и расход топлива.
- Также система электроснабжения самолета построена на литий-ионных батареях — раньше для этого использовались турбины. Это обеспечило рекордно низкий уровень выбросов CO₂ и топливных затрат.
- Так, с момента запуска в 2011 году Dreamliner прошел строгую сертификацию FAA и имел хорошую репутацию.
Однако в первые годы эксплуатации фиксировались инциденты с перегревом батарей, из-за чего в 2013 году флот временно отозвали. После этого компания Boeing усилила защиту аккумуляторов и провела дополнительные тесты.
Что эксперты говорят про крушение в Индии
Западные специалисты подчеркивают: крушения редко связаны с одной проблемой. Чаще всего — это цепочка факторов, которые усугубляют друг друга.
Именно взлет считают самой критичной фазой полета: авиалайнер очень близок к земле, а времени на устранение неисправностей мало.
Расследование после крушения 2025 года будет опираться на «черные ящики», переговоры пилотов, данные с радаров и осмотр обломков, — пишут журналисты.

История Boeing 787 Dreamliner
Хотя Boeing 787 Dreamliner безопасен, его история не безупречна. Помимо батарей, эксперты сообщали о проблемах с топливной системой, проводкой и фиксаторами.
- Например, в 2024 году инженер Boeing обвинил компанию в нарушениях при сборке фюзеляжа: зазоры между сегментами якобы заполнялись с нарушениями, что могло повлиять на прочность самолета.
- Сегодня в мире эксплуатируется более 1 100 лайнеров Dreamliner. Основные заказчики — ANA, United и American Airlines.
При этом модель важна для бизнеса компании Boeing: на нее приходится большая часть выручки в условиях, когда модель 737 Max по-прежнему под пристальным надзором. Предполагается, что крах Dreamliner может повлиять на имидж всей компании в развивающихся рынках, особенно в Азии, где спрос на дальнемагистральные лайнеры растет, — отмечают специалисты.
Так, на фоне конкуренции с Airbus (европейская компания активно продвигает A350) любая потеря доверия к Dreamliner может означать миллиардные убытки.

Безопасное место 11А в самолете Boeing 787 Dreamliner
Единственный выживший в катастрофе в Индии пассажир сидел на месте 11A. Он был рядом с аварийным выходом и покинул самолет за секунды до того, как лайнер загорелся.
Случай вызвал волну домыслов о «магическом» кресле 11A. Однако эксперты предупреждают: универсально безопасного места в самолете не существует. Все зависит от конфигурации лайнера, характера аварии и поведения пассажира.
- Профессор авиационной безопасности Митчелл Фокс пояснил: каждое крушение уникально, а выживаемость нельзя прогнозировать по номеру места.
- В данном случае место 11A оказалось удачным лишь потому, что кресло располагалось рядом с аварийным выходом, который был доступен и работал исправно.
- С другой стороны, другая сторона самолета врезалась в здание — и другой выход оказался заблокирован.
По словам Рона Бартша из австралийской компании AvLaw, кресло 11A было самым безопасным только «на этой конфигурации Boeing 787». На других рейсах это может быть иное место.
Некоторые эксперты считают, что зона над крыльями более устойчива при аварийной посадке. Однако такие обобщения работают не всегда: при взрыве панели на Boeing 737 Max в 2024 году пострадало кресло у окна — к счастью, оно было пустым.
- Также часто обсуждается, стоит ли выбирать место у прохода: оно может ускорить эвакуацию, но увеличивает риск получить удар багажом. Все это — лишь теоретические расчеты. Главное — поведение самого человека.
Авиаспециалисты сходятся в одном: именно внимание к технике безопасности повышает шансы на выживание.
- Знание ближайшего выхода, правильная поза при аварии, отказ от ручной клади при эвакуации — эти простые действия спасли всех 379 человек на борту японского рейса в январе 2024 года, когда самолет столкнулся с другим воздушным судном.
По словам Митчелла Фокса, современные лайнеры оборудованы множеством систем, которые повышают шансы на спасение: от подсветки на полу до негорючих материалов и автоматического тушения пожара.