Конечно, мы не можем вернуться назад и принюхаться, чтобы выяснить это. Но литературные тексты, физические остатки строений, предметов и свидетельства окружающей среды (например, растения и животные) могут дать подсказки.
Чем пахло в Древнем Риме?

Так как же мог пахнуть Древний Рим?
Древний Рим, вероятно, пах ужасно. Во многих районах Рим, скорее всего, был довольно грязным и вонючим. В крупных римских городах владельцы недвижимости обычно не подключали свои туалеты к канализации — возможно, опасаясь нашествия грызунов или неприятных запахов.
Римская канализация была больше похожа на ливневые стоки и служила для отвода стоячей воды из общественных мест. Работники собирали фекалии для удобрения и мочу для обработки тканей из бытовых и общественных уборных и выгребных ям. Также использовались ночные горшки, которые впоследствии можно было сбрасывать в выгребные ямы.

Этот процесс утилизации отходов был предназначен только для тех, кто мог позволить себе жить в домах; многие жили в небольших, нежилых помещениях, едва обставленных квартирах или на улицах.
В римском городе запах также исходил от животных и отходов, которые они производили. Римские пекарни часто использовали большие мельницы из лавового камня, приводимые в движение мулами или ослами. К этому стоит добавить запах вьючных животных и домашнего скота, которых пригоняли в город на убой или продажу.
Утилизация трупов (животных и людей) не была обычной практикой. В зависимости от того, к какому классу принадлежал умерший, людей вполне могли оставлять на открытом воздухе без кремации или захоронения.
Потенциально разлагающиеся тела были более распространенным явлением в Древнем Риме, чем сейчас. Светоний, живший в первом веке нашей эры, описал собаку, которая принесла отрубленную человеческую руку к обеденному столу императора Веспасиана.
Дезодоранты и зубные пасты
Безусловно, в Древнем Риме не было всей той косметики, что есть у нас сейчас. В классической литературе есть рецепты приготовления зубной пасты и даже дезодорантов. Однако многие дезодоранты предназначались для перорального применения (разжевывания или проглатывания), чтобы избавиться от неприятного запаха подмышек.
Один из них был приготовлен путем варки корня золотистого чертополоха в хорошем вине, чтобы вызвать мочеиспускание (считалось, что это устраняет неприятный запах).

Римские бани, вероятно, были не такими гигиеничными, какими они могут показаться. Небольшая ванна в общественной бане вмещала от восьми до 12 купальщиков.
У римлян было мыло, но оно редко использовалось для личной гигиены. Предпочтение отдавалось оливковому маслу (в том числе ароматизированному). Его соскабливали с кожи стригилем (бронзовым изогнутым инструментом). Это сочетание масла и кожи затем выбрасывалось (возможно, даже швырялось об стену). В ваннах были стоки, но, поскольку масло и вода не смешиваются, там, вероятно, было довольно грязно.
Ароматические средства
У римлян действительно были духи и благовония. Изобретение стеклодувного производства в конце первого века до нашей эры сделало стекло легкодоступным, и стеклянные флаконы для духов стали обычной археологической находкой.
Животные и растительные жиры были пропитаны ароматами – такими как роза, корица, ирис, ладан и шафран – и смешаны с лекарственными ингредиентами и пигментами. Розы Пестума в Кампании (южная Италия) ценились особенно высоко, а на римском форуме города даже был раскопан парфюмерный магазин.

Торговая мощь огромной Римской империи позволяла поставлять специи из Индии и близлежащих регионов. В центре Рима были склады для хранения таких специй, как перец, корица и мирра. В недавней статье, опубликованной в Oxford Journal of Archaeology, исследователь Сесилия Бренс пишет, что даже древние статуи можно было «душить» ароматическими маслами.
Источники часто не описывают запах духов, используемых для умащения статуй, но в надписях из греческого города Делос (в котором археологи также обнаружили парфюмерные мастерские) специально для этой цели упоминаются духи на основе роз. Пчелиный воск, вероятно, добавляли в парфюмерию в качестве стабилизатора.
Усиление аромата статуй (особенно статуй богов и богинь) с помощью духов и гирлянд было важным элементом в их почитании.