Как образованный человек, вы наверняка догадываетесь, что этот образ мало что общего имеет с реальными додо. Ведь что мы знаем об этих птицах? Практически ничего, уж слишком короток был период знакомства человека с ними.
Злая шутка эволюции: почему птица додо совсем не такая, какой мы ее знаем

О дронте мы знаем меньше, чем о мамонтах
В 17 веке в Европу было перевезено несколько живых экземпляров, но большинство их останков растерялись, а самые известные изображения птицы были написаны художниками, которые живого додо никогда не видели.
Вы поразитесь тому, насколько немногочисленны имеющиеся у человека доказательства, что дронт все-таки был. Есть «оксфордский додо», состоящий из мумифицированной головы с фрагментом кожи, в другом месте – остатки пера. Голова в Копенгагене, часть клюва в Праге, да еще гипсовые слепки заплесневелой ступни, которая сама была утеряна где-то в 19 веке. Одна деталь здесь, другая там, и из этого конструктора нужно как-то составить цельное изображение птицы. Есть еще скелеты, собранные уже после исчезновения дронта, но по одним костям можно лишь предполагать, какими были птицы при жизни.

Фантазия человека заполнила белые пятна, нарисовав додо медлительным, глупым, неуклюжим и обреченным на исчезновение при первой же встрече с человеком.
В 21 веке ученые усомнились в верности представлений о додо
В 2019 году палеохудожница Карен Фосетт решила разобраться в том, что было правдой, а что – фантазией. Она собрала множество разных источников, самыми достоверными из которых оказались одна картина, рисунки голландского моряка, записи очевидцев и некоторые современные исследования.

Картина монгольского художника Устада Мансура была написана в 1625 году и изображает, помимо прочих птиц, додо, жившего в зверинце императора Индии. Здесь он показан стройным и с серо-коричневым оперением.
Эскизы дронтов, созданные голландским моряком 17 века, оказались единственными рисунками, сделанными на родине птицы. Этот автор также изобразил ее более прямостоячей и стройной, с характерным изогнутым клювом, который мог служить оружием.
Эти отличия от мифа подтверждаются записями моряков, видевших живых птиц на острове Маврикий. По их словам, додо был очень быстр на открытых пространствах и скрытен, а схватить его можно было лишь там, где он не мог маневрировать. Подвижность стала следствием его эволюции, проходившей на довольно скалистых островах, где приходилось соревноваться за пищу с огромными черепахами.

Исследовательская команда из Университета Саутгемптона, Музея естествознания Лондона и Оксфорда провела анализ 400 лет литературы и музейных коллекций, в том числе исследовала лазерным сканером два скелета из Порт‑Луи и Дурбана. Они дополнили сведения о скелете, уточнив пропорции птицы, а ее поза при этом стала более вертикальной, стройной и мобильной.

3D-атлас скелета позволил просчитать силу мышц, положение сухожилий и особенности движения – все указывает на живую и хорошо приспособленную птицу, а не на неуклюжую злую шутку эволюции.
Птица-паркурщик
Нельзя сказать, что правильный образ додо, воссозданный Карен Фосетт, в один миг стал неузнаваемым. Додо по-прежнему узнается безошибочно. Но вместо мультяшного персонажа в стиле «тупить и падать» он предстал перед нами подвижной нелетающей птицей, способной ловко лавировать между скалами и деревьями, как спортсмен-паркурщик.

Многие детали строения и поведения додо по-прежнему остаются загадкой из-за скудости материала, а новая реконструкция – лишь плод тщательного синтеза исторических изображений, фоссилий и 3D-технологий.
Жаль, что это не помогло им при встрече с человеком – а точнее, с животными, сопровождающими homo sapiens во всех его странствиях, подтвердило свежее исследование 2024 года. Домашний скот вытаптывал гнезда, крысы съедали яйца и птенцов, а собаки и кошки, завезенные на Маврикий, охотились на взрослых птиц. Мы не можем вернуть этот вид – давайте хотя бы запомним его в позитивном ключе.