С надеждой на встречу: Шансы растут

Ряд открытий 2010-го года все более убеждают, что мы не одни во Вселенной.
С надеждой на встречу: Шансы растут

Только за последние пару месяцев прошли сообщения о том, что звезд во Вселенной может оказаться примерно втрое больше, чем считалось до сих пор. А также — о находке удивительной бактерии, использующей в своих биохимических процессах мышьяк, а не фосфор, как все остальные («Чужие»). Чуть ранее была обнаружена первая планета, не считая нашей, условия на которой позволяют существовать жизни («Новая Земля»). И хотя все это довольно свежие работы, сама сенсационность которых вынуждает с осторожностью относиться к их результатам и ждать новых подтверждений, Карл Пильчер (Carl Pilcher), глава Института астробиологии NASA (NAI), заявляет: «Свидетельства становятся все весомее. Думаю, сегодня мы можем сказать — жизнь вне Земли просто должна быть».

Еще одна причина не слишком обольщаться состоит в том, что жизнь в любом случае появляется в форме микроскопических организмов, и требуются миллиарды лет эволюции, чтобы появилось нечто достаточно «серьезное». Так что даже если мы и найдем следы инопланетной жизни, скорее всего, это будут не все понимающие «зеленые человечки», а какая-нибудь непритязательная плесень — мы подробнее разбирали этот момент в статье «Жизнь? Возможно. Разум? Вряд ли».

Конечно, существует пресловутое уравнение Дрейка, позволяющее оценить наши шансы на контакт с разумной инопланетной цивилизацией (см. статью «Считаем инопланетян»). Правда, оно включает ряд параметров, цифры для которых приходится брать, что называется, «с потолка», но если свести всё к важнейшему вопросу, то таким будет число мест (планет), где жизнь способна появиться и развиваться; или, если подойти к этому с другой стороны — способность самой жизни зарождаться и существовать в различных условиях.

И два недавних открытия, с которых мы начали рассказ, серьезно повышают этот фактор. Если звезд в несколько раз больше — то больше и планет, больше и тех, условия на которых подходят для жизни. Если организмы могут, в принципе, использовать другие, помимо привычных нам, химических элементов — то больше и шансов на то, что жизнь способна развиваться в широком диапазоне условий. Известный астроном проекта SETI Сет Шостак (Seth Shostak) — тот самый, который обещал к 2025 г. найти радиосигналы внеземной цивилизации («20 лет до встречи»), заметил по этому поводу: «Всё указывает на наличие жизни в других местах Вселенной».

В самом деле, еще недавно и проект SETI, и вообще все, так или иначе связанное с поиском внеземного разума, серьезными учеными полагалось чем-то почти неприличным. Сегодня это отношение в корне изменилось. Теперь существование жизни вне нашей планеты не полагается чем-то из разряда чудес, вера в которые лежит за пределами научной парадигмы. Теперь это явление можно рассматривать, как вполне вероятное. И вероятность эта с увеличением наших знаний о далеких планетах — и о жизни как таковой — все растет. Как говорит астробиолог Крис МакКей (Chris McKay), «существуют вполне реальные свидетельства в пользу того, что мнение о существовании внеземной жизни — не такая уж и глупость».

В самом деле, ранее считалось, что жизнь возможна лишь на планетах, очень похожих на нашу, вращающихся вокруг звезд, похожих на Солнце. Это вынуждало отбрасывать из расчета львиную долю звезд во Вселенной — прежде всего, красных карликов, мельче и тусклее нашей Солнца, которые составляют почти 90% всех звезд. Однако три года назад ведущие эксперты, обсудив имеющиеся данные, пришли к общему мнению о том, что жизнь вполне возможна и на планетах у красных карликов, если те будут располагаться ближе к звезде, вращаться медленней и достаточно прогреваться. При этом условия здесь, конечно, будут далеки от Земных — но в принципе ничто не мешает жизни появиться и тут. Это сразу добавило в расчеты миллиарды потенциально обитаемых миров.

Затем стоит еще раз вспомнить недавний расчет астрономов, по которому звезд во Вселенной втрое больше, чем полагалось до сих пор — а именно, 300 секстиллионов. При том, что считается, что около половины звезд имеют возле себя планеты массой от 2 до 10 масс Земли («сверхземли», в принципе также подходящие для жизни), шансы действительно кажутся немалыми. Если только ответить на вопрос — сколько из этих планет находятся в «обитаемой зоне» своей звезды — т. е. на таком расстоянии от нее, где температура не слишком велика, но и не чересчур мала. Тот факт, что прошлой весной была найдена сверхземля как раз в этой области («Новая Земля»), внушает оптимизм и по этому вопросу.

Остается посмотреть на проблему с другой стороны — насколько гибка жизнь вообще, насколько велика ее способность адаптироваться к разным условиям? И здесь все, кажется, работает на руку сторонникам существования внеземных ее форм. За последние десяток-другой лет живые организмы были обнаружены в таких местах Земли, которые считались невозможными для заселения в принципе: в чрезвычайно кислой среде, в кипятке серных источников, в толще антарктического льда... И, конечно, недавняя находка бактерии, способной не только выживать в присутствии токсичного мышьяка, но и использовать его вместо фосфора в своей жизнедеятельности («Чужие»). Последнее открытие в самом деле эпохально (если, конечно, его результаты подтвердятся). Ведь до сих пор даже в школьных учебниках приводился список из шести элементов, совершенно необходимых для жизни (водород, углерод, кислород, азот, сера, фосфор) — но оказалось, даже это базовое описание придется переписывать.

Впрочем, если говорить о научной парадигме всерьез, то здесь царствует доказательство. А с доказательствами у Шостака, МакКея и их единомышленников пока не все складывается. Ни «зеленых человечков», ни хотя бы микробов на других небесных телах пока обнаружить не удается. Придется подождать.

sergeivasilevichvysokih
sergeivasilevichvysokih 29 Декабря 2010, 14:12
Практичнее вести поиски планеты для будущего переселения. Может быть, создания на ней подходящей растительной и животной жизни...
vulkanoid
vulkanoid 29 Декабря 2010, 12:12
Человек пока ещё находится в самом начале своего развития. Пока он представляет собой бурдюк с водой, еле перемножающий двухзначные числа. При неблагоприятных условиях от животного мало чем отличается. Не за горами, когда генная инженерия, быть может даже новые нуклеотиды в цепочке сделают его действительно разумным и совершенным. До этого, вероятно, будут попытки чиповаться и усовершенствовать себя всякими механическими примочками, что тоже может привести к совершенному организму. А может всё будет ещё проще - мы сделаем разумных роботов и они начнут развиваться собственным путём. В любом случае, то что кажется невозможным сейчас, для будущих Разумных обитателей Земли может стать вполне реальным, даже межзвёздные перелёты. По крайней мере, этому нету никаких противоречий законам даже нынешней науки. Без всяких червоточин и прочих сказок, потратив сотни или даже тысячи лет можно прилететь в другую систему. Есть вопрос в целесообразности таких затей, но как показывает практика, люди зачастую организовываются, что бы удовлетворить свою любознательность или просто проверить собственные возможности. Странно, что до сих пор люди сомневаются в том, что Жизнь во Вселенной не исключение, а закономерность. Инопланетная жизнь скорее всего развивалась схожим путём, а их цивилизации имеют схожие с нашими цели. Если они постарше нас, а это наверняка так, поскольку человеку Умному даже не тысячи, а всего лишь сотни лет, то возможно где-то уже и долетели. А может и нет, во-первых - попробуй нас найди, а во-вторых - кому мы нужны?