Последствия катастрофы: как удар древнего метеорита нагрел породу до аномальных значений

В результате падения метеорита на территорию современной Канады около 36 миллионов лет назад часть породы попросту испарилась, а другая часть спеклась в редкие кристаллы циркония.
Последствия катастрофы: как удар древнего метеорита нагрел породу до аномальных значений
Gallo images

Ученые доказали, что необычные кристаллы, найденные в древнем кратере, образовались во время столкновения метеорита с Землей.

Камень, представляющий собой кусок черного стекла размером с кулак, был обнаружен в 2011 году, а общественность узнала о нем шесть лет спустя, когда ученые написали о нем статью в журнале Earth and Planetary Science Letters. По словам экспертов, этот фрагмент породы образовался при температуре, достигающей 2370 градусов по Цельсию — это горячее, чем большая часть мантии Земли.

Горные породы претерпели метаморфозы в результате падения метеорита около 36 миллионов лет назад на территории современного Лабрадора, Канада. После удара образовался кратер Мистастин шириной 28 километров, где Майкл Занетти, в то время аспирант Вашингтонского университета в Сент-Луисе, подобрал образец вулканического стекла во время финансируемого Канадским космическим агентством исследования того, как координировать действия астронавтов и марсоходов. Дело в том, что кратер Мистастин очень похож на лунный кратер и часто используется в качестве дублера для таких исследований.

Древние кристаллы

Чтобы не потеряться и всегда быть на связи, читайте нас в Яндекс.Дзене и не забывайте подписаться на нас в Telegram, ВКонтакте и Одноклассниках!

Случайная находка оказалась важной. Анализ породы показал, что она содержит цирконы, чрезвычайно прочные минералы, которые кристаллизуются при высокой температуре. Структура цирконов может показать, насколько жаркой была среда, в которой они сформировались.

Но чтобы подтвердить первоначальные выводы, исследователям нужно было датировать более одного циркона. В новом исследовании ведущий автор Гэвин Толометти, научный сотрудник Западного университета в Канаде, и его коллеги проанализировали еще четыре циркона в образцах из кратера.

Карта дифракции
Карта дифракции кристаллов внутри образца породы
Timms et al., EPSL, 2022

Они были взяты из разных типов горных пород в разных местах, что дает более полное представление о том, как удар метеорита нагрел землю. Один образец был из стекловидной породы, образовавшейся непосредственно при столкновении, два других — из породы, которая расплавилась и снова затвердела по мере остывания, и один — из осадочной породы, содержащей осколки стекла, образовавшиеся при ударе.

Самые большие ударные кратеры на Земле: следы древних метеоритов

Результаты, опубликованные в журнале Earth and Planetary Science Letters, показали, что цирконы из ударного стекла были сформированы при температуре не менее 2370 °С, как и предполагало предыдущее исследование 2017 года.

Кроме того, стеклосодержащая осадочная порода была нагрета до 1673 C. Представляя себе диапазон температур, ученые смогут сузить места для поиска наиболее перегретых пород в других кратера. Изучив образец минерала под названием реидит в зернах циркона из кратера, исследователи также выяснили, что удар вызвал давление от 30 до 40 гигапаскалей. Причем речь идет про давление на краях удара; в зоне, где метеорит попал прямо в земную кору, породы не просто расплавились, а испарились!