Вирусы усиливают запах тела человека, чтобы привлечь комаров-переносчиков

Вирусы болезни Зика и лихорадки денге вынуждают тело зараженного человека пахнуть так, чтобы его запах привлекал комаров-переносчиков. Ученые из университета Цинхуа, Пекин выяснили как возникает привлекающий комаров запах и предложили метод борьбы с ним. Это может сдержать распространение заболеваний.
Вирусы усиливают запах тела человека, чтобы привлечь комаров-переносчиков

Вирусы с помощью запаха тела человека управляют комарами-переносчиками

Исследование китайских ученых из Университета Цинхуа показало, что вирусы, вызывающие тропические болезни Зика и лихорадку денге, могут использовать запах тела своих хозяев в своих интересах. Оба вируса изменяют запах мышей, делая животных более аппетитными для голодных комаров, пишет журнал Nature.

Лети на запах

Исследователи уже несколько десятилетий знают, что некоторые болезни могут изменить запах живого организма. И вирусы и микроорганизмы эволюционировали, чтобы использовать это в своих интересах. Например, растения, зараженные вирусом мозаики огурца, выделяют молекулу, привлекающую тлю, которую вирус использует в качестве переносчика. Ученые также обнаружили, что паразиты, вызывающие малярию, с помощью запаха подзывают пролетающих комаров.

Чтобы увидеть, есть ли у вирусов Зика и денге способы привлечения комаров запахом, ученые заразили мышей. Затем они поместили зараженных и здоровых мышей в отдельные вольеры и подвели воздуховоды к заполненной комарами камере. Около 65–70% комаров двигались к вольеру с инфицированными мышами, что позволило предположить, что эти животные пахли более привлекательно.

Как вирусы управляют запахом

Химический анализ воздуха в каждом вольере показал, что инфицированные мыши выделяют пахучие соединения, в том числе переносимый по воздуху ацетофенон. Оказалось, что мыши, зараженные Зика или денге, производят в десять раз больше ацетофенона, чем здоровые. Опрыскивание здоровых мышей и нескольких добровольцев-людей ацетофеноном показало, что комаров действительно привлекает этот запах.

Бактерии, вырабатывающие ацетофенон, естественным образом живут на коже, но их количество обычно контролируется антимикробным белком. Исследования показали, что ген, ответственный за выработку этого белка в клетках кожи, был менее активен, когда мыши болели Зика или денге.

В результате кожа зараженных мышей была заполнена ацетофенон-производящими бактериями, из-за чего мыши и привлекали голодных комаров. Исследователи взяли мазки из подмышек у людей с лихорадкой денге и обнаружили, что и люди производят больше ацетофенона, когда они заражены вирусом.

Как победить запах

Оказалось, что с этим можно бороться: если ввести инфицированным мышам витамин А, количество выделяемого животными ацетофенона снижается, и комары уже не так активно их кусают. В настоящее время команда планирует протестировать использование витамина А для снижения передачи лихорадки денге в Малайзии.