Тревожные новости: у возбудителей турберкулеза обнаружена устойчивость к антибиотикам

Анализ тысяч штаммов туберкулезных бактерий выявил новые гены, связанные с устойчивостью к антибиотикам, — открытия, которые могут сыграть решающую роль в будущем лечении и профилактике туберкулеза, а также в борьбе с устойчивыми к лекарствам микроорганизмами.

Крупнейший на сегодняшний день анализ секвенирования генома Mycobacterium tuberculosis, стал жизненно важным мероприятием, поскольку угроза лекарственно-устойчивого штамма туберкулеза, к сожалению, не исчезнет в ближайшее время.

Прямо сейчас туберкулез (ТБ) можно предотвратить с помощью вакцины, и в большинстве случаев его можно вылечить за шесть месяцев медикаментозного лечения. Тем не менее, он по-прежнему уносит около 1,5 миллиона жизней во всем мире каждый год, и наша цель — сделать так, чтобы это число лишь сокращалось.

В первом из двух исследований команда собрала и секвенировала 12 289 изолятов из 23 стран и подвергла их воздействию различных противомикробных препаратов, обычно используемых для лечения туберкулеза. Из них более половины оказались устойчивыми как минимум к одному лекарству, а 2129 из них оказались устойчивыми к сильнейшим лекарствам или нескольким лекарствам.

В последующем эксперименте, основанном на 10 228 бактериальных изолятах, исследователи обнаружили штаммы, которые были толерантны, если не устойчивы, к каждому из 13 протестированных противомикробных препаратов.

Определение порогов, при которых лекарства начинают воздействовать на разные штаммы, может определить наиболее эффективную дозировку для использования или помочь специалистам выбрать лучшие курсы лечения.

Дальнейший анализ выявил 20 наиболее значимых генов, обеспечивающих определенную степень устойчивости к вариантам.

Теперь ученые смогут следить за конкретными генами, которые были идентифицированы, и изучать их потенциал для создания устойчивости туберкулеза к антибиотикам. Новая информация также должна помочь в лечении любого штамма туберкулеза.