Ученые из Кембриджа смогли сделать донорские органы пригодными для трансплантации людям с любой группой крови

Трансплантация органов может спасти жизнь, но необходимость совпадения групп крови означает, что многие люди остаются в длинных списках ожидания, а ценные органы пропадают просто так. Ученые из Кембриджа продемонстрировали метод, который однажды может сделать донорские органы универсальными, преобразовав их группу крови.

Группа крови определяется типами содержащихся в ней антигенов — помеченных A или B — и если организм донора обнаружит «неправильные» антигены, будет запущен иммунный ответ, который может привести к целому ряду осложнений вплоть до отторжения органа. Это делает кровь и органы пациентов с группой крови 0, не имеющих ни одного антигена, особенно ценными, поскольку их можно трансплантировать кому угодно.

В рамках нового исследования ученые из Кембриджа проверили способ преобразования органов в тип 0, что могло бы значительно расширить пул органов, доступных для пересадки. Ключом был полученный из бактерий фермент под названием GH110B, который действует как пара «молекулярных ножниц», вырезая антигены, выстилающие кровеносные сосуды органа.

Команда вводит этот фермент в органы с помощью нормотермической перфузионной машины, которая пропускает насыщенную кислородом кровь через донорские органы, чтобы лучше их сохранить. Конечным результатом является орган, который фактически относится к типу 0, что позволяет трансплантировать его любому пациенту, который в нем нуждается.

Команда сначала протестировала технологию на кусочках ткани почек человека, а затем перешла к трем полным почкам с группой крови B. Процесс занимает около шести часов, но время окупается: оказалось, что антигены группы крови в органах снижаются более чем на 90%.

Результаты перекликаются с предыдущей работой, опубликованной в начале этого года, когда ученые использовали аналогичный метод ферментативной перфузии для удаления антигенов типа А из легких человека. Они также пошли еще дальше и смоделировали несовместимый трансплантат, введя кровь с высоким уровнем анти-А-антител, и обнаружили, что органы получили минимальное иммунное повреждение.